БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И МЫ: ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 14-20. ISSN 2500-350X (online)  

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 14-20. ISSN 2500-350X (online)

Дискуссионная статья

УДК 378

💾БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И МЫ: ПРИОБРЕТЕНИЯ И УТРАТЫ

Алексей Георгиевич Вишняков

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, agvishnyakov@list.ru  

Аннотация. Статья посвящена некоторым историческим и практическим аспектам девятнадцатилетнего (2003-2022г.г.) участия университетской системы Российской Федерации в «Болонском процессе» Европейского Союза и рассмотрению основных причин неудачи внедрения этой инициативы на российской почве. В статье производится по необходимости краткое рассмотрение истории вопроса унификации университетского образования в Западной Европе, начиная со Средних веков и Возрождения, прослеживается генеалогия возникновения и эволюции важнейших особенностей европейской университетской системы в ракурсе темы статьи. В статье также делается обзор основных особенностей «Болонского процесса», декларировавшихся официальными структурами Европейского Союза и тех форм, которые эти декларации приняли при попытке их приложения к системе высшего образования в России. В статье вскрывается основное противоречие приложения «Болонской системы» к системе высшего образования в России – её тенденция к унификации и сглаживанию национальных особенностей под покровом призывов к сохранению разнообразия. В статье приводятся мнения как сторонников, так и противников внедрения «Болонской системы» в России, среди которых – известные представители российской системы образования, исследователи, эксперты и журналисты. В заключение делается вывод о неизбежности дальнейшей эволюции отечественной системы высшего образования в русле её тысячелетней истории, параллельной, но не идентичной истории западных университетов.

Ключевые слова: «Болонский процесс», история университетов в Западной Европе, специалитет, бакалавриат, магистратура, система высшего образования России

Для цитирования: Вишняков А.Г. Болонский процесс и мы: приобретения и утраты // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 14-20.

Discussion article

THE BOLOGNA PROCESS AND WE: GAIN AND LOSS

Alexey G. Vishnyakov

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia,  agvishnyakov@list.ru

Abstract. The article is devoted to some historical and practical aspects of the nineteen-year (2003-2022) participation of the university system of the Russian Federation in the «Bologna Process» of the European Union and considers the main reasons for the failure of the implementation of this initiative on Russian soil. The article provides, as necessary, a brief review of the history of the unification of university education in Western Europe from the Middle Ages and the Renaissance, traces the genealogy of the emergence and evolution of the most important features of the European university system from the perspective of the subject matter of the article. The article also provides an overview of the main features of the «Bologna Process» declared by the official structures of the European Union and the forms that these declarations took when trying to apply them to the higher education system in Russia. The article reveals the main contradiction of the application of the «Bologna System» to the higher education system in Russia – its tendency to unify and smooth out national characteristics under the cover of calls for the preservation of diversity. The article presents the opinions of both supporters and opponents of the introduction of the «Bologna system» in Russia, including well–known representatives of the Russian education system, researchers, experts and journalists. In conclusion, the conclusion is made about the inevitability of further evolution of the domestic higher education system in line with its thousand-year history, parallel, but not identical to the history of Western universities.

Keywords: «The Bologna Process», history of universities in Western Europe, specialty, bachelor’s degree, master’s degree, higher education system of Russia

For citation: Vishnyakov А.G. The bologna process and we: gain and loss // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 14-20.

Информация об авторе

А.Г. Вишняков – доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

A.G. Vishnyakov – Doctor of Philology, Professor of the Chair of Romano-Germanic Philology, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 01.12.2022; одобрена после рецензирования 28.01.2023; принята к публикации 24.03.2023. 

The article was submitted 01.12.2022; approved after reviewing 28.01.2023; accepted for publication 24.03.2023.