АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.С. МАКАНИНА «ГДЕ НЕБО СХОДИЛОСЬ С ХОЛМАМИ» И «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ»

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 158–164. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P.158–164. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-3.09:791

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.С. МАКАНИНА «ГДЕ НЕБО СХОДИЛОСЬ С ХОЛМАМИ» И «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ»

Владимир Анатольевич Бодров

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, v-bodrov@list.ru

Аннотация. Исследователи творчества В.С. Маканина обращаются к различным аспектам творчества писателя, но вне зоны изучения остается использование им в своих художественных сочинениях приемов литературной кинематографичности, в частности, вопрос, связанный со звуковой стороной произведений.

Настоящая статья посвящена звуковому аспекту в повести «Где небо сходилось с горами» и рассказе «Кавказский пленный», определению роли звука в указанных произведениях. В этом и состоит цель исследования, которая реализуется в контексте проблемы литературной кинематографичности.

Для работы над статьей автор изучил современные исследования, касающиеся проблемы литературной кинематографичности, предложил свой подход к понятию литературная кинематографичность. Анализируя моделирование В.С.Маканиным акустической ситуации в тексте произведений, автор статьи оперирует такими кинематографическими определениями, как «диегетический звук», «метадиегетический звук», «монтаж», некоторыми другими, формулирует понятие «акустический монтаж», которое, по его мнению, обосновано с точки зрения характеристики некоторых акустических эффектов, встречающихся в анализируемых произведениях В.С.Маканина.

В ходе исследования автор статьи приходит к выводу, что внимание В.С.Маканина к моделированию акустической ситуации способствует тому, что перед читателем раскрывается глубоко фокусированное повествовательное пространство, заполненное звуками, движением и другими эффектами, необходимыми для целостного реалистического восприятия художественного текста.

Ключевые слова: В.С.Маканин, литературная кинематографичность, кинематографичность художественного текста, акустический монтаж, акустический аспект

Для цитирования: Бодров В.А. Акустический аспект произведений В.С. Маканина «Где небо сходилось с холмами» и «Кавказский пленный» // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4.
С. 158–164.

Original article

ACOUSTIC ASPECT OF V.S.MAKANIN’S WORKS «WHERE THE SKY MET THE HILLS» AND «THE CAUCASIAN PRISONER»

Vladimir A. Bodrov

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, v-bodrov@list.ru

Abstract. Researchers of V.S.Makanin’s creativity turn to various aspects of the writer’s creativity, but the use of literary cinematography techniques in his artistic works remains outside the study area, in particular, the issue related to the sound side of the works.

This article is devoted to the sound aspect in the story «Where the sky met the mountains» and the story «The Caucasian Prisoner», the definition of the role of sound in these works. This is the purpose of the study, which is implemented in the context of the problem of literary cinematography.

While working on the article, the author studied modern research on the problem of literary cinematography, proposed his own approach to the concept of literary cinematography. Analyzing V.S.Makanin’s modeling of the acoustic situation in the text of the works, the author of the article operates with such cinematic definitions as «diegetic sound», «metadiegetic sound», «montage», and some others, formulates the concept of «acoustic montage», which, in his opinion, is justified from the point of view of the characteristics of some acoustic effects occurring in the analyzed works of V.S.Makanin.

In the course of the research, the author of the article comes to the conclusion that V.S.Makanin’s attention to the modeling of an acoustic situation contributes to the fact that a deeply focused narrative space is revealed to the reader, filled with sounds, movement and other effects necessary for a holistic realistic perception of a literary text.

Keywords: V.S. Makanin, literary cinematography, cinematography of a literary text, acoustic editing, diegetic sound, metadiegetic sound

For citation: Bodrov V.A. Acoustic aspect of V.S. Makanin’s WORKS «Where the sky met the hills» and «The caucasian prisoner» // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 1588–164.

Информация об авторе

В.А. Бодров – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

V.A. Bodrov – Ph.D. of Philology, senior lecturer of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 27.11.2023; одобрена после рецензирования 09.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 27.11.2023; approved after reviewing 09.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.