ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 42–48. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 42–48. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.017.4+37.035.6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Елена Сергеевна Кувакина1, Людмила Васильевна Мосиенко2

1Колледж архитектуры и строительства №7, Москва, Россия, lena_kuvakina@mail.ru

2Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, MosienkoLV@rgsu.net, https://orcid.org/0000-0002-5558-7908

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема развития гражданской позиции студентов технического колледжа в современном мире, обусловленная кадровым дефицитом рабочих специальностей, необходимостью укрепления и развития экономики. Обоснован приоритет организаций СПО в подготовке высококвалифицированных, конкурентноспособных рабочих и специалистов среднего звена, адаптированных к современному рынку труда, творческих, независимых, самостоятельных, готовых к профессиональной деятельности, воспитанных в духе любви к семье, своему народу, Родине, к учебе, своей будущей профессии. Авторами обозначены задачи профессионального воспитания в системе СПО. Раскрыты сущность и содержание понятия «гражданская позиция студентов технического колледжа». На основе теоретического анализа и опыта практической деятельности выявлены и детально описаны педагогические условия развития гражданской позиции студентов в организации СПО: устойчивая мотивированность педагогов колледжа к развитию гражданской позиции студентов, как в учебной, так и внеучебной деятельности; подход преподавателей колледжа к организации и реализации своей профессиональной деятельности с творческой позиции, с обязательной постановкой социально значимых целей; субъект-субъектное взаимодействие между преподавателями и студентами колледжа, в своей основе имеющее высокий уровень гражданско-патриотической культуры; развитие социокультурной воспитательно-образовательной среды технического колледжа, постоянное её наполнение смыслами и ценностями, соответствующими гражданско-патриотическим традициям России; развитие творческих способностей студентов технического колледжа.

Ключевые слова: развитие, гражданское воспитание, гражданская позиция, студент технического колледжа, педагогические условия

Для цитирования: Кувакина Е.С., Мосиенко Л.В. Педагогические условия развития гражданской позиции студентов технического колледжа // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2.
С. 42–48.

Original article 

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CIVIC POSITION OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS

Elena S. Kuvakina1, Lyudmila V. Mosienko2

1College of Architecture and Construction No. 7, Moscow, Russia, lena_kuvakina@mail.ru

2Russian State Social University, Moscow, Russia, MosienkoLV@rgsu.net, https://orcid.org/0000-0002-5558-7908

Abstract. The article considers the current problem of developing the civic position of technical college students in the modern world, caused by the shortage of personnel in working specialties, and the need to strengthen and develop the economy. The priority of vocational education and training organizations in training highly qualified, competitive workers and mid-level specialists, adapted to the modern labor market, creative, independent, self-sufficient, ready for professional activity, brought up in the spirit of love for family, their people, the Motherland, for study, for their future profession is substantiated. The authors identified the tasks of professional education in the secondary vocational education system. The essence and content of the concept “civic position of students of a technical college” are revealed. Based on theoretical analysis and practical experience, the pedagogical conditions for the development of students’ civic position in the organization of secondary vocational education have been identified and described in detail: sustainable motivation of college teachers to develop the civic position of students, both in academic and extracurricular activities; the approach of college teachers to organizing and implementing their professional activities from a creative position, with the obligatory setting of socially significant goals; subject-subject interaction between teachers and college students, which is based on a high level of civil-patriotic culture; development of the sociocultural educational environment of the technical college, its constant filling with meanings and values corresponding to the civil and patriotic traditions of Russia; development of creative abilities of technical college students.

Keywords: development, civic education, citizenship, technical college student, pedagogical conditions

For citation: Kuvakina E.S., Mosienko L.V. Pedagogical conditions for the development of civic position of technical college students // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 42–48.

Информация об авторах

Е.С. Кувакина – преподаватель Колледжа архитектуры и строительства №7.

Л.В. Мосиенко – доктор педагогических наук, профессор кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Российского государственного социального университета.

Information about the authors

E.S. Kuvakina – a teacher at College of Architecture and Construction No. 7

L.V. Mosienko – Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of Modern Pedagogy, Continuing Education and Personal Tracks, Russian State Social University.

Статья поступила в редакцию 20.03.2024; одобрена после рецензирования 25.04.2024; принята к публикации 21.06.2024. 
The article was submitted 20.03.2024; approved after reviewing 25.04.2024; accepted for publication 21.06.2024.