ОЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 8–15. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 8–15. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 373.29

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Анжела Валентиновна Гилева1, Ольга Анатольевна Петрова2

1Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, a_gileva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3907-3234

2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, o.petrova357@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6032-7628

Аннотация. Поступление в начальную школу – это переломный момент в жизни ребёнка. В связи с этим уже на этапе дошкольного детства возникает необходимость подготовки детей к освоению учебных умений и навыков. Одна из приоритетных проблем модернизации системы образования Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО – это достижение детьми на этапе завершения дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, их психолого-педагогическая готовность к обучению в школе и последующая успешная адаптация.

Предметом анализа является опыт применения диагностико-прогностического скрининга Е.А. Екжановой для оценки психолого-педагогической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе. В статье представлены результаты исследования на базе ЧДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром» (г. Соликамск, Пермский край) за последние 5 лет, описаны основные мероприятия по системной профилактике и коррекции в работе с детьми, нуждающимися в психолого-педагогическом сопровождении. Авторами использовался теоретический анализ исследований, обобщение собственного педагогического опыта, прогнозирование. Представляется, что идея, связанная с оценкой психолого-педагогической готовности детей старшего дошкольного возраста, может рассматриваться как ресурс обеспечения качества дошкольного и начального общего образования.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста,диагностико-прогностический скрининг Е.А. Екжановой, оценка готовности к школе

Для цитирования: Гилева А.В., Петрова О.А. Оценка психолого-педагогической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 8-15.

Original article

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN TO STUDY AT PRIMARY SCHOOL

Angela V. Gileva 1, Olga A. Petrova 2

1State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, a_gileva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3907-3234

2Perm State National Research University, Perm, Russia, o.petrova357@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6032-7628

Abstract. Entering primary school is a turning point in a child’s life. In this regard, already at the stage of preschool childhood there is a need to prepare children to master educational skills. One of the priority problems of modernizing the education system of the Russian Federation in accordance with the Federal State Educational Standards of Preschool Education and the Federal Educational Institution of Preschool Education is the achievement by children at the stage of completing preschool education of a level of development necessary and sufficient for their successful mastery of educational programs of primary general education, their psychological and pedagogical readiness to study in school and subsequent successful adaptation.

The subject of the analysis is the experience of using diagnostic and prognostic screening by E.A. Ekzhanova to assess the psychological and pedagogical readiness of children of senior preschool age to study in primary school. The article presents the results of a study on the basis of the private educational institution “CRR “Solikamskbumprom” (Solikamsk, Perm region) over the past 5 years, describes the main measures for systemic prevention and correction in working with children in need of psychological and pedagogical support. The authors used theoretical analysis of research, generalization of their own teaching experience, and forecasting. It seems that the idea associated with assessing the psychological and pedagogical readiness of children of senior preschool age can be considered as a resource for ensuring the quality of preschool and primary general education.

Keywords: children of senior preschool age, diagnostic and prognostic screening by E.A. Ekzhanova, assessment of readiness for school

For citation: Gileva A.V., Petrova O.A. Assessment of the psychological and pedagogical readiness of senior preschool children to study at primary school // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 8–15.

Информация об авторах

А.В. Гилева – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

О.А. Петрова – соискатель, доцент кафедры педагогики и психологии Соликамского государственного педагогического института (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета.

Information about the authors

A.V. Gileva – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Pedagogy of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

O.A. Petrova – an applicant, Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology, Solikamsk State Pedagogical Institute (branch) of Perm State National Research University.

Статья поступила в редакцию 19.03.2024; одобрена после рецензирования 05.05.2024; принята к публикации 21.06.2024.  The article was submitted 19.03.2024; approved after reviewing 05.05.2024; accepted for publication 21.06.2024.