ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 16–25. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 16–25. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.018.1

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Михаил Евгеньевич Гошин1,2, Алексей Александрович Майер3,4

1Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Мытищи, Россия, m.goshin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7251-3938

2Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия

3Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593

4Институт изучения детства, семьи и воспитания, Москва, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию взаимосвязи между различными факторами, влияющими на реализацию традиций семейного воспитания. Авторы используют методы математической статистики для анализа информационной (“Знаю”), регуляторной (“Отношусь”) и практической (“Делаю”) детерминант изменения традиций семейного воспитания в поведении родителей. На основе данных опроса 3301 родителя, воспитывающего детей от трех до 18 лет, проведённого в 2022 году в 50-ти субъектах Российской Федерации, было выделено четыре кластера семей, различающихся по частоте применения конкретных действий, составляющих основу традиций в воспитании детей. Анализ факторов, влияющих на традиции семейного воспитания, показал, что знание о важности соблюдения традиций не всегда приводят к их реализации на практике. Педагогические технологии сопровождения семейного воспитания должны быть направлены на проработку ценностных ориентаций, лежащих в основе формирования отношения к семейным традициям. Типологизация семей по итогам кластерного анализа позволила выделить признаки, определяющие сохранение и поддержание семейных традиций, такие как совместность действий родителей и детей, их повторяемость (цикличность), а также совместное проживание с более старшими поколениями. Результаты исследования могут помочь в разработке программ поддержки и укрепления семейных традиций.

Ключевые слова: традиции семейного воспитания, ценности семьи, кластерный анализ, факторы реализации традиций

Для цитирования: Гошин М.Е., Майер А.А. Особенности реализации традиций семейного воспитания // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 16–25.

Original article

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE FAMILY EDUCATION TRADITIONS

Mikhail E. Goshin1,2, Alexey A. Mayer3,4

1Federal Scientific Center of Hygiene named after F.F. Erisman of the Federal Service for Supervision in Protection of the Rights of Consumer and Man Wellbeing, Mytishchi, Russia, m.goshin@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7251-3938

2Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia

3State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593

4Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia

Abstract. The article is devoted to the study of the relationship between various factors affecting the implementation of the family education traditions. The authors use mathematical statistics methods to analyze informational (“I know”), regulatory (“I relate”) and practical (“I do») determinants. Based on data from a survey of 3,301 parents raising children from three to 18 years old, conducted in 2022 in 50 subjects of the Russian Federation, four clusters of families were identified, differing in the frequency of specific actions that form the traditions. An analysis of the factors influencing the family education traditions has shown that knowledge about the importance of observing traditions does not always lead to their implementation in practice. Pedagogical technologies for supporting family education should be aimed at working out the value orientations underlying the formation of attitudes towards family traditions. The typologization of families made it possible to identify the signs that determine the preservation and maintenance of family traditions, such as the joint actions of parents and children, their repeatability (cyclicity), as well as cohabitation with elder generations. The results of the study can help in the development of programs to support and strengthen family traditions.

Keywords: traditions of family education, family values, cluster analysis, factors of tradition realization

For citation: Goshin M.E., Mayer A.A. Features of the implementation of family education traditions // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. C. 16–25.

Информация об авторах

М.Е. Гошин – кандидат химических наук; старший научный сотрудник отдела анализа риска здоровью населения Федерального научного центра гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ведущий научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

А.А. Майер – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета, главный научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

Information about the authors

M.E. Goshin – Ph.D. of  Chemistry, Senior Researcher, Chair of Public Health Risk Analysis, Federal Scientific Center of Hygiene named after F.F. Erisman of the Federal Service for Supervision in Protection of the Rights of Consumer and Man Wellbeing; Leading Researcher, Laboratory of Fundamental and Applied Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education.

A.A. Mayer – Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of  the Chair of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology, Chief Researcher, Laboratory of Fundamental and Applied Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education.

Статья поступила в редакцию 14.05.2024; одобрена после рецензирования 15.06.2024; принята к публикации 21.06.2024. 
The article was submitted 14.05.2024; approved after reviewing 15.06.2024; accepted for publication 21.06.2024.