КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 26–32. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 26–32. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:51

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ

Александра Сергеевна Гребенкина

Донецкий государственный университет, Донецк, Россия, grebenkina.aleks @yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-8161-6872

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос обучения математическому моделированию студентов инженерных специальностей на методологической основе практико-ориентированного подхода.  Целесообразность применения такого подхода актуализируется потребностью отразить в содержании моделей, применяемых в обучении математике, практические ситуации в области инженерии. Установлено, что в процессе обучения математике студенты должны освоить математические учебные действия, практико-ориентированные действия и способы действий по математическому моделированию.

Определены методические требования к использованию метода математического моделирования в практико-ориентированной математической подготовке будущих инженеров. Впервые выделены типы моделей, применение которых в обучении математике способствует развитию у обучающихся практико-ориентированных умений и умений математического моделирования. Предложено формировать такие умения у студентов технических специальностей в процессе построения концептуальных моделей, основанных на практико-ориентированных задачах. Приведен пример разработки концептуальной математической модели в обучении студентов электротехнических специальностей. Описаны практико-ориентированные умения и умения математического моделирования, формируемые в процессе построения и решения предложенной модели.

Сделан вывод о том, что концептуальные математические модели, основанные на практико-ориентированных задачах, являются важнейшим средством формирования умений математического моделирования у будущих инженеров.

Ключевые слова: обучение математике, математическое моделирование, концептуальная модель, практико-ориентированные умения, практико-ориентированная задача

Для цитирования: Гребенкина А.С. Концептуальные математические модели как средство формирования практико-ориентированных умений // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 26–32.

Благодарности. Исследования проводились в ФГБОУ ВО «ДОНГУ» при финансовой поддержке Азово-Черноморского математического центра (Соглашение от 29.02.2024 № 075-02-2024-1446).

Original article

CONCEPTUAL MATHEMATICAL MODELS AS A MEANS OF FORMING PRACTICE-ORIENTED SKILLS

Aleksandra S. Grebenkina

Donetsk State University, Donetsk, Russia, grebenkina.aleks@yandex.ru, http://orcid. org/0000-0002-8161-6872

Abstract. The article considers the issue of teaching mathematical modeling to engineering students on the methodological basis of a practice-oriented approach.  The expediency of using such an approach is actualized by the need to reflect practical situations in the field of engineering in the content of models used in teaching mathematics. It is established that in the process of teaching mathematics, students must master mathematical learning activities, practice-oriented actions and methods of mathematical modeling.

The methodological requirements for the use of the mathematical modeling method in the practice-oriented mathematical training of future engineers are defined. For the first time, the types of models have been identified, the use of which in teaching mathematics contributes to the development of practice-oriented skills and mathematical modeling skills among students. An example of the construction of a conceptual mathematical model with an indication of the main stages of its construction is given. An example of the development of a conceptual mathematical model in teaching students of electrical engineering specialties is given. The practice-oriented skills and mathematical modeling skills formed in the process of constructing and solving the proposed model are described.

It is concluded that conceptual mathematical models based on practice-oriented tasks are the most important means of developing mathematical modeling skills for future engineers.

Keywords: mathematics training, mathematical modeling, conceptual model, practical-oriented skills, practical-oriented task

For citation: Grebenkina A.S. Conceptual mathematical models as a means of forming practice-oriented skills // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 26–32.

Acknowledgments. The research was conducted at DonSU with the financial support of Azov-Black Sea Mathematical Center (Agreement No. 075-02-2024-1446 dated 29.02.2024).

Информация об авторе

А.С. Гребенкина – доктор педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики преподавания математики Донецкого государственного университета.

Information about the author

A.S. Grebenkina – Doctor of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Donetsk State University.

Статья поступила в редакцию 11.04.2024; одобрена после рецензирования 15.05.2024; принята к публикации 21.06.2024. 
The article was submitted 11.04.2024; approved after reviewing 15.05.2024; accepted for publication 21.06.2024.