ИНТЕГРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕРЕЗ КЕЙС «БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ»

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 33–41. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 33–41. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:[94(470+571)+30]

ИНТЕГРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕРЕЗ КЕЙС «БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ»

Надежда Алексеевна Каменских

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, kamenskih-n@yandex.ru

Аннотация. В статье представлен подход к формированию системообразующих индикаторов компетенций в подготовке студентов педагогического направления профилей «История», «Обществознание» таких как: знания социально-гуманитарных наук, умения работать с историческим и современным контентом, навыки реализации системно-деятельностного подхода и учебно-проектной деятельности. Для определения интегративных тенденций проведен контент-анализ содержательных линий комплекса стратегических документов по истории России, обществознанию, экономике и финансовой грамотности. При этом выявлены возможности взаимодействия содержания в части проявления частных инициатив в экономике, развития предпринимательства. Показаны результаты апробации внедрения интегрированного методического подхода, который воплощен в проектирование программы дополнительного образования профориентационной направленности «Предпринимательские навыки» для школьников. В материалах статьи описывается содержание данной  программы с акцентом на авторский модуль серии практикумов «Бизнес-моделирование: от прошлого к настоящему», в рамках которых студенты и преподаватели разрабатывают исторические кейсы о предприятиях российских предпринимателей, купцов и промышленников регионов России, знакомят с современными инструментами бизнес-моделирования и проводят аналитические параллели по возможности использования бизнес-модели в ситуации, предлагаемой в историческом кейсе. В методической части статьи представлен пример реализации описанного модуля программы.

Ключевые слова: бизнес-моделирование, история, обществознание, экономика, междисциплинарный подход

Для цитирования: Каменских Н.А. Интегрирование содержательных линий истории и обществознания в основном общем образовании через кейс «Бизнес-моделирование: от прошлого к настоящему» // Вестник Государствен-ного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 33–41.

Original article

INTEGRATION OF MEANINGFUL LINES OF HISTORY AND SOCIAL STUDIES IN BASIC GENERAL EDUCATION THROUGH THE CASE «BUSINESS MODELING: FROM THE PAST TO THE PRESENT»

Nadezhda A. Kamenskikh

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, kamenskih-n@yandex.ru

Abstract. The article presents an approach to the formation of system-forming indicators of competencies in the training of students of the pedagogical direction of the profiles «History», «Social Studies» such as: knowledge of the social sciences and humanities, the ability to work with sources of historical and modern content, skills in implementing a system-activity approach and educational and project activities. To identify integrative trends, a content analysis of the content lines of a set of strategic documents on the history of Russia, social studies, economics and financial literacy was carried out. At the same time, the possibilities of interaction of content in terms of the manifestation of public and private initiatives in the economy and the development of entrepreneurship are revealed. The results of testing the implementation of an integrated methodological approach, which is embodied in the design of a program of additional education of a career-oriented orientation «Entrepreneurial skills» for schoolchildren, are shown. The materials of the article describe the content of this program with an emphasis on the author’s module of the series of workshops «Business Modeling: from the past to the present», in which students and teachers develop historical cases about enterprises of Russian entrepreneurs, merchants and industrialists of Russian regions, introduce modern business modeling tools and conduct analytical parallels on the possibility of using business-models in the situation proposed in the historical case. The methodological part of the article provides an example of the implementation of the described program module.

Keywords: business modeling, history, social studies, economics, interdisciplinary approach

For citation: Kamenskikh N.A. Integration of meaningful lines of history and social studies in basic general education through the case «Business modeling: from the past to the present» // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 33–41.

Информация об авторе

Н.А. Каменских – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и экономики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

N.A. Kamenskikh – Ph.D.of Economics, Associate Professor, Head of the Chair of Mathematics and Economics, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 01.04.2024; одобрена после рецензирования 30.04.2024; принята к публикации 21.06.2024. 
The article was submitted 01.04.2024; approved after reviewing 30.04.2024; accepted for publication 21.06.2024.