ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМА ВАРИАТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 49–55. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 49–55. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УКД 37.016:004

ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМА ВАРИАТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Михаил Викторович Лазарев1, Валентина Геннадьевна Ежкова2

1Муниципальное учреждение дополнительного образования центр детского творчества «Родник», Орехово-Зуево, Россия, mvlaz@yandex.ru
2Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, eva3015@yandex.ru

Аннотация. Эффективность обучения во многом обеспечивается за счет его деятельностного характера. Качество обучения значительно выше, если учитываются индивидуальные особенности обучающихся.

При массовом обучении профессиональная деятельность педагога, ориентированная на «среднего» ученика, порой вынужденная необходимость. Тем не менее, педагоги стараются использовать не только репродуктивные задания на повторение и запоминание, но и уделять внимание выполнению работ продуктивного плана.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности включает в себя либо задания, подобранные специально для конкретного ученика, либо самостоятельное выполнение заданий, общих для всего класса, без контакта с другими учащимися, но в едином для всех темпе. Безусловно наиболее эффективный путь – это обучение с индивидуальными заданиями, которые позволяют регулировать темп продвижения каждого ученика в соответствии с его возможностями. В этом случае процесс обучения приобретает личностный смысл, повышается мотивация, а полученные знания и приобретенные умения становятся значимыми для учащихся.

В статье рассматривается прием вариативности решения задач по программированию. Представлены разные способы написания программ – явная формула, алгоритм, рекурсия, полный перебор, описаны методические особенности их использования. Авторы предлагают не ограничивать учащихся в выборе способа решения задачи, отмечая, что использование каждого способа ведет к овладению определенными принципиально разными способами мыслительных действий. Тем самым, создаются условия для разностороннего развития мышления учащихся.

Ключевые слова: индивидуальное обучение, когнитивные стили, прием вариативности, явная формула, алгоритм, рекурсия, полный перебор

Для цитирования: Лазарев М.В., Ежкова В.Г. Возможность реализации индивидуального обучения информатике с помощью приема вариативности решения задач // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 49–55.

Original article 

THE POSSIBILITY OF IMPLEMENTING INDIVIDUAL COMPUTER SCIENCE TRAINING USING THE METHOD OF VARIABILITY IN PROBLEM SOLVING

Mikhail V.Lazarev1, Valentina G.Ezhkova2

1Municipal institution of additional education center for children’s creativity «Rodnik», Orekhovo-Zuevo, Russia, mvlaz@yandex.ru
2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, eva3015@yandex.ru

Abstract. The effectiveness of training is largely ensured due to its activity-based nature. The quality of training is much higher if the individual characteristics of students are taken into account.

In mass education, the professional activity of a teacher, focused on the “average” student, is sometimes a necessary necessity. However, teachers try to use not only reproductive tasks for repetition and memorization, but also pay attention to performing productive work.

An individual form of organizing educational activities includes either tasks selected specifically for a particular student, or independent completion of tasks common to the entire class, without contact with other students, but at the same pace for all. By far the most effective way is training with individual tasks, which allow you to regulate the pace of each student’s progress in accordance with his capabilities. In this case, the learning process acquires a personal meaning, motivation increases, and the acquired knowledge and acquired skills become significant for students.

The article considers the technique of variability in solving programming problems. Different ways of writing programs are presented – explicit formula, algorithm, recursion, exhaustive search, methodological features of their use are described. The authors suggest not limiting students in choosing a way to solve a problem, noting that the use of each method leads to the mastery of certain fundamentally different ways of thinking. Thus, conditions are created for the diversified development of students’ thinking.

Keywords: individual learning, cognitive styles, variability technique, explicit formula, algorithm, recursion, full search

For citation: Lazarev M.V., Ezhkova V.G. The possibility of implementing individual computer science training using the method of variability in problem solving // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2.
P. 49–55.

Информация об авторах

М.В. Лазарев – педагог дополнительного образования центра детского творчества «Родник».

В.Г. Ежкова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

M.V. Lazarev – a teacher at the Center for Children’s Creativity «Rodnik». V.G. Ezhkova – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Management, State University of Humanities and Technology.