ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 25‒31. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 25‒31. ISSN 2500-350X (online)
Научная статья
УДК [372.016:004.896]:1

💾 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Михаил Викторович Лазарев1, Фёдор Георгиевич Степанов2
1Центр детского творчества «Родник», Орехово-Зуево, Россия, mvlaz@yandex.ru
2Образовательный центр «100 баллов», Орехово-Зуево, Россия, fg_stepanov@mail.ru

Аннотация. В статье представлен взгляд на образовательную робототехнику с позиций таких философских категорий, как движение, идеальное и реальное, содержание и форма. Раскрыты внутренние взаимосвязи и отношения данной дисциплины, выявлены отдельные ошибки образовательного процесса и показаны пути их устранения. Уточняются некоторые профессиональные термины, следствием чего должно стать уменьшение количества спекуляций и фальсификаций в рассматриваемой области. Описываются основные формы конструкций роботов (готовые, полностью собранные роботы; робототехнические конструкторы; робототехнические платформы; самодельные роботы), характеризуется степень адекватности каждой из них возрастным особенностям учеников. Рассматривается аспект обучения, практически не встречающийся в образовательной робототехнике – работа с технической документацией, повышающей диапазон политехнических знаний и умений ученика. Выявляются механизмы развития способностей, качеств мышления учеников, являющихся основой для развития их творческой деятельности и формирования у них технического мышления. Особое внимание уделяется характеристике различных аспектов, касающихся форм обучения, в частности – конфликтам между формами и содержанием в образовательной робототехнике. На теоретическом уровне вскрываются причины потенциальных проблем и ошибок процесса обучения, устранение которых на практике способствует преодолению некоторых проблем обучения, повышая его эффективность. Систематизируются методические подходы, повышающие качество обучения учащихся дисциплине «Робототехника».
 
Ключевые слова: робот, робототехническое устройство, образовательная робототехника, философские категории, движение, идеальное и реальное, содержание и форма
Для цитирования: Лазарев М.В., Степанов Ф.Г. Образовательная робототехника: философско-методологические аспекты // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 25‒31.

SUMMARY

EDUCATIONAL ROBOTICS: PHILOSOPHICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS
    
Mikhail V. Lazarev1, Fyodor G. Stepanov2
1Center for Children's Creativity "Rodnik", Orekhovo-Zuevo, Russia, mvlaz@yandex.ru
2Educational Center "100 points", Orekhovo-Zuevo, Russia, fg_stepanov@mail.ru
 
Abstract. The article presents a look at educational robotics from the standpoint of such philosophical categories as movement, ideal and real, content and form. The internal interrelations and relations of this discipline are revealed, individual errors of the educational process are identified and ways of their elimination are shown. Some professional terms are being clarified, which should result in a reduction in the number of speculations and falsifications in the field under consideration. The main forms of robot designs are described (ready, fully assembled robots; robotic constructors; robotic platforms; homemade robots), characterized by the degree of adequacy of each of them to the age characteristics of students. The article considers an aspect of learning that is practically not found in educational robotics – working with technical documentation that increases the range of polytechnic knowledge and skills of a student. The mechanisms of the development of abilities, qualities of students’ thinking, which are the basis for the development of their creative activity and the formation of their technical thinking, are revealed. Particular attention is paid to the characterization of various aspects related to forms of learning, in particular, conflicts between forms and content in educational robotics. At the theoretical level, the causes of potential problems and errors of the educational process are revealed, the elimination of which in practice will lead to overcoming some problems in education, increasing its effectiveness. Methodological approaches that improve the quality of teaching students the discipline "Robotics" are systematized.
 
Key words: robot, robotic device, educational robotics, philosophical categories, movement, ideal and real, content and form
For citation: Lazarev M.V., Stepanov F.G. Educational robotics: philosophical and methodological aspects // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 25‒31.

Информация об авторах

М.В. Лазарев – педагог дополнительного образования центра детского творчества «Родник».
Ф.Г. Степанов – кандидат психологических наук, доцент, консультант образовательного центра «100 баллов».

Information about the authors

M.V. Lazarev – a teacher of additional education of the Center for children’s creativity «Rodnik».
F.G. Stepanov – Ph.D. of Psychology, Associate Professor, consultant of the educational center “100 points”.

Статья поступила в редакцию 29.09.2021; одобрена после рецензирования 29.10.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 29.09.2021; approved after reviewing 29.10.2021; accepted for publication 10.12.2021.