СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИЕ ПЕРИПЕТИИ В «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКЕ» А.С. ПУШКИНА

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 133–138. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 133–138. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-31.09

СЮЖЕТООБРАЗУЮЩИЕ ПЕРИПЕТИИ В «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКЕ» А.С. ПУШКИНА

Владимир Анатольевич Бодров

Государственный гуманитарно-технологический университет,

Орехово-Зуево, Россия, v-bodrov@list.ru

Аннотация. В статье исследуется художественный прием «перипетия», выполняющий в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сюжетообразующую функцию. Определен термин «перипетия», освещены работы последних лет, касающиеся разных аспектов данного художественного приема в литературе, роли перипетии в художественном произведении. В частности, указано, что данный прием, основываясь на случайности, неожиданности, естественности, может выполнять роль движителя сюжета. Кроме того, использование перипетии активизирует внимание читателя, вызывает необходимые с точки зрения автора эмоциональные реакции. Сказанное в равной степени относится как к читателю, так и к персонажам произведения. Наконец, использование перипетии помогает раскрыть образ персонажа.

Актуальность исследования определяется тем, что в современном литературоведении отсутствуют работы, посвященные использованию приема «перипетия» применительно к произведениям А.С. Пушкина, в общем, и к повести «Капитанская дочка», в частности.

В основной части статьи рассмотрено два эпизода с применением перипетии и определена их роль в тексте повести «Капитанская дочка».

В результате проведенного исследования сделан вывод, что использование приема «перипетия», выполняющего сюжетообразующую функцию в повести «Капитанская дочка», резко изменяет движение сюжета, вводит читателя в новые обстоятельства, по-новому освещает происходящее, раскрывает характеры персонажей. Кроме того, отмечено, что А.С. Пушкин применяет прием, близкий к «принципу айсберга», давая читателю минимум информации, тогда как большая часть ее либо неявна, либо скрыта вообще.

Ключевые слова: А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», перипетия, сюжетообразующая функция, «принцип айсберга», приключенческо-романтический характер

Для цитирования: Бодров В.А. Сюжетообразующие перипетии в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 133–138.

Original article

PLOT-FORMING TWISTS AND TURNS IN “THE CAPTAIN’S DAUGHTER” BY A.S. PUSHKIN

Vladimir A. Bodrov

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, v-bodrov@list.ru

Abstract. The article considers the artistic technique of «vicissitudes», which performs a plot-forming function in A.S. Pushkin’s story «The Captain’s Daughter». The term «peripeteia» is defined, the works of recent years concerning various aspects of this artistic technique in literature, the role of peripeteia in a work of fiction are highlighted. In particular, it is indicated that this technique, based on chance, surprise, naturalness, can serve as a plot mover. In addition, the use of vicissitudes activates the reader’s attention, causes the emotional reactions necessary from the author’s point of view. What has been said applies equally to both the reader and the characters in the work. Finally, the use of vicissitudes helps to reveal the character’s image.

The relevance of the study is determined by the fact that in modern literary criticism there are no works devoted to the use of the «vicissitudes» technique in relation to the works by A.S. Pushkin, in general, and to the story «The Captain’s Daughter», in particular.

In the main part of the article, two episodes with the use of vicissitudes are considered and their role in the text of the story «The Captain’s Daughter» is determined.

As a result of the conducted research, it was concluded that the use of the «vicissitudes» technique, which performs a plot-forming function in the story «The Captain’s Daughter», dramatically changes the movement of the plot, introduces the reader to new circumstances, illuminates what is happening in a new way, reveals the characters of the personages. In addition, it is noted that A.S. Pushkin uses a technique close to the «iceberg principle», giving the reader a minimum of information, whereas most of it is either implicit or hidden at all.

Keywords: A.S. Pushkin, «The Captain’s daughter», vicissitudes, plot-forming function, «the iceberg principle», adventure-romantic character

For citation: Bodrov V.A. Plot-forming twists and turns in “The captain’s daughter” by A.S. Pushkin // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 8–14.

Информация об авторе

В.А. Бодров – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

V.A. Bodrov – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 02.06.2024; одобрена после рецензирования 19.06.2024; принята к публикации 21.06.2024. 
The article was submitted 02.06.2024; approved after reviewing 19.06.2024; accepted for publication 21.06.2024.