КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ:
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 92–97. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 92–97. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 378:005.966:316.628

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ 

Галина Николаевна Скударева1,Мария Николаевна Усцева2

1,2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия,
1skudarevagalina@yandex.ru
2ustseva.maria@yandex.ru,  https://orcid.org/0000-0001-9940-2912

Аннотация. В современных социально-экономических и политических условиях возрастает общественный интерес к самоопределению выпускников школ и их мотивации на получение профессии учителя. Важным компонентом мотивационной сферы личности является стремление «сделать карьеру». В связи с этим изучение мотивации профессиональной карьеры у студентов педагогического ВУЗа представляется особо актуальным, поскольку грамотное построение карьеры определяет успешность будущего специалиста.

В статье рассматриваются особенности карьерных ориентаций студентов педагогического ВУЗа различных профилей подготовки, а также специфика изменений и динамика карьерных ориентаций у студентов педагогического бакалавриата по мере «профессионального взросления», т.е при переходе от младших к старшим курсам. Исследование карьерных ориентаций среди студентов младших курсов различных профилей подготовки, обучающихся на педагогическом направлении подготовки в ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет» осуществлялось с применением методики изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна, адаптированной авторами В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер. Выявленные результаты показали, что: карьерные ориентации студентов педагогического направления подготовки не имеют существенных различий, но характеризуются некоторыми особенностями. Наиболее высокие средние показатели по шкалам — профессиональная компетентность, стабильность места работы и места жительства, особенно служение, вызов, интеграция стилей жизни выявлены у студентов факультета начального образования. Обучающиеся на факультетах физики и математики, филологическом, иностранных языков обнаружили более выраженные показатели менеджмента, автономии и предпринимательства.

Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, студенты, педагогическая профессия

Для цитирования: Скударева Г.Н., Усцева М.Н. Карьерные ориентации студентов-будущих педагогов: некоторые особенности // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2.
С. 92–97.

Original article 

CAREER ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHER STUDENTS:

SOME FEATURES

Galina N. Skudareva1, Mariia N. Ustseva2

1,2State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia,
1skudarevagalina@yandex.ru
2ustseva.maria@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-9940-2912    

Abstract. In modern socio-economic and political conditions, public interest in the self-determination of school graduates and their motivation to become a teacher is growing. An important component of a person’s motivational sphere is the desire to “make a career.” In this regard, the study of professional career motivation among students of a pedagogical university seems particularly relevant, since competent career building determines the success of a future specialist.

The article considers the features of career orientations of pedagogical university students of various training profiles, as well as the specifics of changes and dynamics of career orientations among pedagogical bachelor students as they “professionally mature,” that is, during the transition from junior to senior years. The study of career orientations among junior students of various training profiles studying in the pedagogical direction of training at GOU  VO MO «State University of Humanities and Technology» was carried out using the methodology for studying professional career motivation by E. Shein, adapted by the authors V.E. Vinokurova and V.A. Chicker.

The revealed results showed that: the career orientations of students in the pedagogical direction of training do not have significant differences, but are characterized by some features. The highest average scores on the scales – professional competence, stability of work and place of residence, especially service, challenge, integration of lifestyles  were found among students of the Faculty of Primary Education. Students at the faculties of physics and mathematics, philology, and foreign languages ​​found more pronounced indicators of management, autonomy and entrepreneurship.

Keywords: career, career orientations, students, teaching profession

For citation: Skudareva G.N., Ustseva M.N. Career orientations of future teacher students: some features // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 92–97.

Информация об авторах

Г.Н. Скударева – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, ректор Государственного гуманитарно-технологического университета.

М.Н. Усцева – кандидат психологических наук, доцент кафедры современных образовательных технологий Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

G.N. Skudareva – Doctor of Pedagogу, Head of the Chair of Pedagogy, Rector of  State University of Humanities and Technology.

M.N. Ustseva – Ph.D. of Psychologyes, Associate Professor of the Chair of Modern Educational Technologies, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 03.06.2024; одобрена после рецензирования 17.06.2024; принята к публикации 21.06.2024. 
The article was submitted 03.06.2024; approved after reviewing 17.06.2024; accepted for publication 21.06.2024.