ГОТОВНОСТЬ МАГИСТРОВ – БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
КОМПОНЕНТНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 85–91. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 85–91. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 378.1

ГОТОВНОСТЬ МАГИСТРОВ – БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОМПОНЕНТНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ

Раиса Кузьминична Серёжникова

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, seryozhnikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4140-8075

Аннотация. В статье исследуется сущность и структура понятия «готовность будущих преподавателей к научно-исследовательской деятельности» в контексте проблемы переориентация высшего педагогического образования на подготовку педагога, владеющего научно-исследовательской компетентностью и готового к управлению научно-исследовательской деятельностью обучающего. Для осмысления исследуемого феномена рассматривается интерпретация понятия «научная исследовательская деятельность будущего преподавателя» через призму профессиональной подготовки магистров гуманитарного профиля. Это обозначило цель исследования – обоснование сущности понятия «готовность магистров-будущих преподавателей к научно-исследовательской деятельности» и определение его компоненто-структурного содержания. Конкретные задачи заключались в анализе и уточнении сущности и структуры готовности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистров-будущих преподавателей и определении особенностей сопровождения исследовательской деятельности обучающихся. Результаты исследования представлены в интерпретации понятия «готовность магистра-будущего преподавателя к научно-исследовательской деятельности» как состояние субъекта познавательной активности, проявляющейся в потребности получения новых методологических знаний, исследовательских умений и навыков, способствующих научно-творческой самореализации в будущей педагогической деятельности. Определено структурное содержание данного феномена, включающее: мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Обоснована содержательная характеристика готовности магистра – будущего преподавателя к сопровождению исследовательской деятельности обучающихся с точки зрения стремления обучающегося реализовать познавательную активность, которая может проявляться на трех уровнях: репродуктивном, эвристическом и креативном.

Ключевые слова: готовность к научно-исследовательской деятельности, научно-исследовательская педагогическая деятельность, магистр-будущий преподаватель, сопровождение исследовательской деятельности обучающихся

Для цитирования: Серёжникова Р.К. Готовность магистров – будущих преподавателей к научно-исследовательской деятельности: компонентно-структурный анализ // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 2. С. 85–91.

Original article

READINESS OF MASTERS – FUTURE TEACHERS FOR RESEARCH ACTIVITIES: COMPONENT-STRUCTURAL ANALYSIS

Raisa K. Seryozhnikova

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, seryozhnikova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4140-8075

Abstract. The article considers the essence and structure of the concept of «readiness of future teachers for research activities» in the context of the problem of reorientation of higher pedagogical education to train a teacher who possesses research competence and is ready to manage the research activities of a teacher. To understand the phenomenon under study, the interpretation of the concept of «scientific research activity of a future teacher» is considered through the prism of professional training of masters in the humanities. This marked the purpose of the study – the substantiation of the essence of the concept of «readiness of masters-future teachers for research activities» and the definition of its component-structural content. The specific tasks were to analyze and clarify the essence and structure of readiness for independent research activities of masters-future teachers and to determine the specifics of supporting the research activities of students. The results of the study are presented in the interpretation of the concept of «readiness of a master-a future teacher for research activities» as a state of the subject of cognitive activity, manifested in the need to obtain new methodological knowledge, research skills and skills that contribute to scientific and creative self-realization in future teaching activities. The structural content of this phenomenon is determined, including: motivational, meaningful, operational-activity and evaluative-effective components. The substantial characteristic of the readiness of the master – future teacher to accompany the research activities of students is substantiated from the point of view of the student’s desire to realize cognitive activity, which can manifest itself at three levels: reproductive, heuristic and creative.

Keywords: readiness for research activities, scientific and research pedagogical activity, master-future teacher, support of students’ research activities

For citation: Serezhnikova R.K. Readiness of Masters – future teachers for research activities: Component-structural analysis // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2024. no 2. P. 85–91.

Информация об авторе

Р.К. Серёжникова – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

R.K. Seryozhnikova – Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 21.05.2024; одобрена после рецензирования 15.06.2024; принята к публикации 21.06.2024. 
The article was submitted 21.05.2024; approved after reviewing 15.06.2024; accepted for publication 21.06.2024.