ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 24–32. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 24–32. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 37.016:811.161.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Александр Викторович Блохин

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, avb6767@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос педагогических и образовательных возможностей работы с текстом на уроках русского языка в средней школе. Особое внимание уделяется правильному и грамотному отбору текстов с точки зрения соответствия дидактическим принципам и воспитательным целям обучения. Приводятся разные виды анализа текста, указываются особенности их применения, детальному описанию подвергается комплексный лингвистический анализ как наиболее полный, тщательный и логичный. Применение разных видов анализа текста, особенно комплексного, способствует формированию прежде всего коммуникативной компетенции обучающихся, что немаловажно в современных условиях. При этом формирование коммуникативной компетенции связано с показателями умения анализировать различные тексты, среди которых по своим дидактическим возможностям выделяются художественные. Именно полный комплексный лингвистический анализ художественного текста способен стать не только обучающим, но и контролирующим средством в процессе обучения русскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы.  Кроме того, в статье говорится о необходимости применения нестандартных уроков, на которых используются технологии проведения разных видов анализа текста. Комбинирование стандартного и нестандартного подходов в вопросе проведения уроков, на которых присутствует тот или иной анализ текста, способно решить многие образовательные и воспитательные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы.

Ключевые слова: текст, анализ текста, урок русского языка, коммуникативная компетенция, комплексный лингвистический анализ текста, нестандартный урок

Для цитирования: Блохин А.В. Образовательный потенциал работы с текстом // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 24-32.

Original article 

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF WORKING WITH THE TEXT

Alexander V. Blokhin

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, avb6767@mail.ru

Abstract. The article considers the issue of pedagogical and educational opportunities for working with the text in the Russian language lessons in a secondary school. Special attention is paid to the correct and competent selection of texts in terms of compliance with didactic principles and educational learning goals. Various types of text analysis are given, the features of their application are indicated, a comprehensive linguistic analysis is subjected to a detailed description as the most complete, thorough and logical. The use of various types of text analysis, especially complex, contributes primarily to the formation of students’ communicative competence, which is important in modern conditions. At the same time, the formation of communicative competence is associated with indicators of the ability to analyze various texts, among which artistic ones stand out according to their didactic capabilities. It is a complete comprehensive linguistic analysis of a literary text that can become not only a teaching tool, but also a controlling tool in the process of teaching the Russian language in high school.  In addition, the article says about the need to apply non-standard lessons, which use technologies for conducting various types of text analysis. Combining standard and non-standard approaches to the issue of conducting lessons, which include one or another text analysis, can solve many educational and educational tasks facing teachers of the Russian language and literature.

Keywords: the text, text analysis, the Russian language lesson, communicative competence, complex linguistic text analysis, a non-standard lesson

For citation: Blokhin A.V. The educational potential of working with the text // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 24–32.

Информация об авторе

Блохин А.В. – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

Blokhin A.V. – Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the Russian Language and Literature, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 02.12.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 02.12.2023; approved after reviewing 12.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.