ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 16–23. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 16–23. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 376.7:371

ИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОСВАИВАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ[1]

Владислав Львович Бенин 1, Елена Дмитриевна Жукова 2

1,2Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия
1benin@lenta.ru
2kpnzhukova@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются проблемы социокультурной адаптации детей иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования в Российской Федерации. Обращается внимание на региональную специфику этого процесса, которая требует уточнения позиций, связанных с социокультурной адаптацией в российских регионах, каждый из которых отличается уникальными культурными условиями. В ходе исследование был изучен и обобщен опыт работы с детьми эмигрантов в различных субъектах Российской Федерации ‒ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Мурманске, Новосибирске, Саранске, Севастополе, Томске, Ханты-Мансийском округе и Уфе.

Особое внимание уделяется проблеме готовности педагогов к работе с данным контингентом учащихся. Для решения проблемы языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов необходима специальная профессиональная подготовка учителей. Примером такой подготовки выступает разработанная в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы программа дополнительного профессиональная образования для учителей средних общеобразовательных учреждений.

На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что процесс социокультурной адаптации детей мигрантов носит пролонгированный характер. Он требует длительного времени. Практика показывает, что это время может затянуться на десятилетия.

Ключевые слова: дети мигрантов, адаптация, обучение и адаптация детей мигрантов, культура, социокультурная адаптация, социокультурная идентичность

Для цитирования: Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Из опыта разработки системы оценки социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования в Российской Федерации // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 4. С. 16-23.

Original article 

FROM THE EXPERIENCE OF DEVELOPING A SYSTEM FOR ASSESSING THE SOCIO-CULTURAL ADAPTATION OF MINOR FOREIGN CITIZENZ STUDYING EDUCATIONAL PROGRAMS OF BASIC GENERAL AND SECONDARY EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Vladislav L. Benin1, Elena D. Zhukova2

1,2Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Ufa, Russia
1benin@lenta.ru
2kpnzhukova@yandex.ru

Abstract. The problems of socio-cultural adaptation of children of foreign citizens who master educational programs of basic general and secondary education in the Russian Federation are considered. Attention is drawn to the regional specifics of this process, which requires clarification of positions related to socio-cultural adaptation in Russian regions, each of which has unique cultural conditions. The study examined and summarized the experience of working with children of emigrants in various regions of the Russian Federation ‒ in Moscow, St. Petersburg, Yekaterinburg, Murmansk, Novosibirsk, Saransk, Sevastopol, Tomsk, Khanty-Mansiysk district and Ufa.

The article focuses on the problem of teachers’ readiness to work with such students. Teachers’ special vocational training is necessary to solve the problem of linguistic and sociocultural adaptation of migrant children. An example of such training is the program of additional professional education for teachers of secondary educational institutions developed at Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla.

Based on the conducted research, it is concluded that the process of socio-cultural adaptation of migrant children is prolonged. It takes a long time. Practice shows that this time can last for decades.

Keywords: migrant children, adaptation, education and adaptation of migrant children, culture, socio-cultural adaptation, socio-cultural identity

For citation: Benin V.L., Zhukova E.D. From the experience of developing a system for assessing the socio-cultural adaptation of minor foreign citizenz studying educational programs of basic general and secondary education in the Russian Federation // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 4. P. 16–23.

Информация об авторах

Бенин В.Л. – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Жукова Е.Д. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Information about the authors

Benin V.L. – Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Chair of Cultural Studies and Socio-Economic Disciplines of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla.

Zhukova E.D. – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Cultural Studies and Socio-Economic Disciplines of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla.

Статья поступила в редакцию 01.12.2023; одобрена после рецензирования 15.12.2023; принята к публикации 20.12.2023. 
The article was submitted 01.12.2023; approved after reviewing 15.12.2023; accepted for publication 20.12.2023.


[1] Исследование выполнено в рамках государственного задания № НИОКТР ПТНИ 1023052600017-3-5.3.1;5.9.2;5.1.1 от 10.07.2023 г. «Разработка и апробация научно-методической системы оценки языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования в РФ».