ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Ф.Г. Степанов
💾 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Образовательный центр «100 баллов»

Аннотация. Аннотация. Статья посвящена аксиологической оценке проблемы диагностики готовности детей к обучению в начальной школе. В ней показано, что понимание проблемы во многом определяется ценностно-смысловыми предпочтениями субъектов образовательных отношений – педагогов и админи­страции образовательных организаций, родителей, а её разрешение связано с преодолением противо­речий в толковании её сущности представителями науки и образовательной практики, родителями. 
Особое внимание уделено уровневому подходу к характеристике ценностно-смысловой стороны диагностической работы на этапе подготовки детей к школьному обучению. Выделены научно-теорети­ческий, методический и практический уровни. 
Теоретическая разработка проблемы представляет ценность с точки зрения адекватного определе­ния смысла, содержания (критериев) и процедуры диагностики готовности ребенка к обучению в школе. 
Ценность методической работы рассматривается с позиции оказания конкретной помощи педаго­гам, работающим в образовательной организации, на этапе подготовки детей к обучению в школе: диа­гностики готовности, разработки и реализации программ индивидуального адаптивного развития для дошкольников и первоклассников. 
В статье приводится анализ результатов изучения индивидуальных особенностей первоклассников в контексте их готовности к систематическому обучению. На основе полученных данных делаются вы­воды о специфике методической работы.  

Ключевые слова: аксиология; ценности; смыслы; диагностика; готовность к обучению в школе; обучение; развитие; образовательные стандарты; программа индивидуального адаптивного развития.

SUMMARY

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL AXIOLOGY OF DIAGNOSTICS OF CHILDREN'S READINESS FOR EDUCATION AT SCHOOL

F.G. Stepanov
Education Centre «100 points»

Abstract. The article is devoted to the axiological assessment of the problem of diagnosing the readiness of children to learn in primary school. It shows that the understanding of the problem is largely determined by the value-semantic preferences of the subjects of educational relations – teachers and the administration of educational organizations, parents, and its solution is associated with overcoming contradictions in the interpretation of its essence by representatives of science and educational practice, parents. Particular attention is paid to the level approach to characterizing the value-semantic side of diagnostic work at the stage of preparing children for schooling. The scientific-theoretical, methodological and practical levels are highlighted. 
The theoretical development of the problem is of value from the point of view of an adequate definition of the meaning, content (criteria) and procedure for diagnosing a child's readiness to learn at school. 
The value of methodological work is considered from the position of providing specific assistance to teachers working in an educational organization, at the stage of preparing children for school: diagnosing readiness, developing and implementing programs for individual adaptive development for preschoolers and first graders. 
The article analyzes the results of studying the individual characteristics of first-graders in the context of their readiness for systematic education. Based on the data obtained, conclusions are drawn about the specifics of the methodological work. 

Key words: axiology; values; meanings; diagnostics; readiness to study at school; training; development; educational standards; individual adaptive development program.