СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Л.В. Юркина, А.П. Фомина
💾 СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Московский государственный лингвистический университет
Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. Проблема исследования заключается в разработке эффективной структурно-содер­жательной модели формирования системы ценностей подростков в образовательных организациях. Основная цель моделируемого процесса заключается в совершенствовании формирования у подрост­ков системы ценностей. Предложенная модель опирается на понимание различных аспектов, влияю­щих на формирование личности подростка. Выделены основания для конструирования модели фор­мирования ценностей, охарактеризованы компоненты модели, выявлены принципы и педагогические условия формирования ценностей у подростков. Данная модель представляет собой системное образование, функционирующее в единстве целевого, содержательного, процессуального и контрольно­-диагностического блоков.
Содержательный блок объединяет функции, принципы и программу работы образовательной орга­низации по формированию и продвижению системы ценностей подростков. Формирующая часть про­граммы состоит из двух модулей. Процессуальный блок включает в себя интерактивные формы дея­тельности и такие методы обучения и воспитания как тренинги, мини-лекции, ролевые игры, дискуссии, практикум.
Контрольно-диагностический блок ориентирован на мониторинг эффективности педагогических ус­ловий и предполагает выявление критерия устойчивости системы ценностей подростков, который опре­деляется благодаря показателям: ценности-знания, ценности-смыслы и ценности-стимулы.
В статье также представлены результаты апробации модели в ходе формирующего эксперимента на базе общеобразовательных организаций Владимирской и Московской областей.  

Ключевые слова: ценности; модель; подросток; формирование; воспитание; деятельность; цель.

SUMMARY

STRUCTURAL AND CONTENT MODELING OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF VALUES OF ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
L.V. Yurkina, A.P. Fomina
Moscow State Linguistic University
State University of Humanities and Technology

Abstract. The problem of the research is to develop an effective structural and content model of the formation of the system of values of adolescents in educational organizations. The main goal of the modeled process is to improve the formation of a system of values in adolescents. The proposed model is based on the understanding of various aspects that affect the formation of a teenager's personality. The grounds for constructing a model of value formation are identified, the components of the model are characterized, and the principles and pedagogical conditions for the formation of values in adolescents are identified. This model is a system education that functions in the unity of the target, content, procedural and control and diagnostic blocks.
The content block combines the functions, principles and work program of the educational organization for the formation and promotion of the system of values of adolescents. The formative part of the program consists of two modules. The process block includes interactive forms of activity and such methods of teaching and upbringing as trainings, mini-lectures, role-playing games, discussions and a workshop.
The control and diagnostic unit is focused on monitoring the effectiveness of pedagogical conditions and involves identifying the criterion for the stability of the value system of adolescents, which is determined by the following indicators: values-knowledge, values-meanings and values-incentives. The article also presents the results of testing the model in the course of a formative experiment on the basis of general education organizations in Vladimir and Moscow regions. 

Key words:  values; model; teenager; formation; education; activity; goal.