СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Р.Г. Измайлова, Т.В. Тимохина
💾 СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ КЛАССОВ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. Статья посвящена решению основных вопросов, связанных с созданием благоприятной среды на уроках русского языка. Представлена актуальность разработки различных новых, современ­ных направлений работы в условиях компенсирующего класса начальной школы. Проанализированы труды педагогов-практиков, посвященные изучению эффективности различных направлений работы учителя начальных классов в условиях инклюзии. Выявлены направления педагогических разработок, систематизированы исследования в данной области в различных аспектах на методологическом, тео­ретическом, практическом уровнях. Определены и охарактеризованы следующие составляющие ин­клюзивного образовательного пространства: образовательная среда, представляющая собой совокуп­ность условий, оказывающих обучающее и воспитывающее влияние на учащегося; социальная среда- окружающее человека социальное пространство (социум); архитектурная среда, состоящая из учеб­ных и иных помещений школы, а также прилегающей к ней территории. Охарактеризованы с позиций изучения русского языка в начальной школе различные составляющие благоприятной среды; представ­лены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы по привлечению родителей к созданию благоприятной среды на уроках русского языка; проанализирована наиболее эффективная траектория и интересные формы работы с родителями в современных условиях. Сделан вывод о необходимости создания разноплановой благоприятной среды в классе компенсирующего обучения начальной школы.  

Ключевые слова: образовательная среда; начальная школа; учитель начальных классов; урок рус­ского языка; обучающиеся; родители; класс компенсирующего обучения.

SUMMARY

CREATING A FAVORABLE ENVIRONMENT FOR THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE CONDITIONS OF COMPENSATING CLASSES N A PRIMARY SCHOOL
R.G. Izmailova, T.V. Timokhina
State University of Humanities and Technology

Abstract. The article is devoted to solving the main issues related to creating a favorable environment at the Russian language lessons. The article presents the relevance of the development of various new, modern areas of work in the conditions of the compensating class of a primary school. The works of practical teachers devoted to the study of the effectiveness of various areas of work of primary school teachers in the conditions of inclusion are analyzed. The directions of pedagogical developments are revealed, the research in this field is systematized in various aspects at the methodological, theoretical, and practical levels. Identified and described the following components of inclusive educational space: educational environment, which is a set of conditions, providing training and educational impact on the student; social environment surrounding a person social space (the society); the architectural environment consisting of textbooks and other school premises and the adjacent territory. The various components of a favorable environment are characterized from the standpoint of learning the Russian language in a primary school; the article presents some results of experimental work on involving parents in creating a favorable environment at the Russian language lessons; analyzes the most effective trajectory and interesting forms of working with parents in modern conditions. It is concluded that it is necessary to create a diverse favorable environment in the class of compensating primary school education. 

Key words: educational environment; a primary school; a primary school teacher; the Russian language lesson; students; parents; compensatory learning class.