ДВЕ «ХОЗЯЙКИ»: О СЮЖЕТНЫХ И ОБРАЗНЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ В ОДНОИМЕННЫХ ПОВЕСТЯХ ФЕДОРА ФАН-ДИМА И ФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 116–121. ISSN 2500-350X (online)
Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 116–121. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья
УДК 821.161.1-3.09

💾 ДВЕ «ХОЗЯЙКИ»: О СЮЖЕТНЫХ И ОБРАЗНЫХ ПАРАЛЛЕЛЯХ В ОДНОИМЕННЫХ ПОВЕСТЯХ ФЕДОРА ФАН-ДИМА И ФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО
Елена Александровна Ившина
1Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, helen-080590@mail.ru   

Аннотация. В статье впервые предлагается анализ повести Ф.М. Достоевского «Хозяйка» и одноименной повести его современницы писательницы и переводчицы Е.В. Кологривовой в свете возможных сюжетных и образных перекличек. Будучи известной в 1840-е годы под псевдонимом Ф. Фан-Дим, Кологривова имела успех в кругу читателей того времени, не была обделена вниманием критики, особенно это касается повести «Хозяйка», которую приветствовал даже недоброжелательно относившийся к писательнице В.Г. Белинский. Поэтому она вполне могла быть известна Достоевскому. Повесть же Достоевского под одноименным названием была экспериментом писателя, в котором он по-новому интерпретировал известный в литературе «натуральной школы» сюжет «о бедном чиновнике». В статье высказывается гипотеза о том, что в определенный момент для Достоевского оказались интересны не только романтические координаты этого сюжета, что отличало и его репрезентацию у Кологривовой, но и вовлечение фольклорных элементов, в сочетании с фантастическими, в структуру повествования, что также обнаруживается в «Хозяйке» Фан-Дима. Было бы несправедливо недооценивать влияние Кологривовой на писателя, который, используя возможности романтизма, создал захватывающий сюжет и показал нового героя-мечтателя.
    
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Е.В. Кологривова, Федор Фан-Дим, повесть «Хозяйка», власть, герой-мечтатель

Для цитирования: Ившина Е.А. Две «Хозяйки»: о сюжетных и образных параллелях в одноименных повестях Федора Фан-Дима и Федора Достоевского // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 4. С. 116–121.

SUMMARY

TWO "HOUSEKEEPERS": ON THE PLOT AND FIGURATIVE PARALLELS IN THE STORIES OF THE SAME NAME BY FYODOR FAN-DIM AND FYODOR DOSTOEVSKY
    
Elena A. Ivshina
Moscow City University, Moscow, Russia, helen-080590@mail.ru
    
Abstract. The article for the first time offers an analysis of the novel by F.M. Dostoevsky "The Housekeeper” and the novel of the same name by his contemporary writer and translator E.V. Kologrivova regarding the possible plot and figurative references. Being known in the 1840s under the pseudonym F. Fan-Dim, Kologrivova was a success in the circle of readers of that time. She was not deprived of the attention of critics, especially for the story named ”The Housekeeper", which was welcomed even by V.G. Belinsky, who was unfriendly to the writer. Therefore, the story could have been known to Dostoevsky. His novel of the same name was an experiment of the writer, in which he reinterpreted the plot "about a poor official" known in the literature of the "natural school" in a new way. The article suggests that at a certain moment Dostoevsky was interested not only in the romantic part of this plot, but also in the inclusion of folklore and fantastic elements in the narrative, which is also found in the "The Housekeeper" by   Fan-Dim. It would be unfair to underestimate the influence of Kologrivova on the writer, who, using the features of romanticism, created an exciting plot and showed a new character-dreamer.
    
Key words: F.M. Dostoevsky, E.V. Kologrivova, Fyodor Fan-Dim, the story "The Housekeeper", power, the character-dreamer

For citation: Ivshina E.A. Two "Housekeepers": on the plot and figurative parallels in the stories of the same name by Fyodor Fan-Dim and Fyodor Dostoevsky // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2021. no 4. P. 116–121.

Информация об авторе

Е.А. Ившина – аспирантка кафедры русской литературы Московского городского педагогического университета.

Information about the author

E.A. Ivshina – a postgraduate student of the Chair of Russian Literature, Moscow City University.

Статья поступила в редакцию 20.11.2021; одобрена после рецензирования 06.12.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 20.11.2021; approved after reviewing 06.12.2021; accepted for publication 10.12.2021.