МИФОПОЭТИКА ТРИАДЫ «ОТЕЦ – МАТЬ – СЫН» В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ СЕРИИ А. БЕЛОГО «КОТИК ЛЕТАЕВ» И «КРЕЩЕНЫЙ КИТАЕЦ»

П.Б. Скойбеда
💾 МИФОПОЭТИКА ТРИАДЫ «ОТЕЦ – МАТЬ – СЫН» В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ СЕРИИ А. БЕЛОГО «КОТИК ЛЕТАЕВ» И «КРЕЩЕНЫЙ КИТАЕЦ»
Московский государственный областной университет

Аннотация. Статья посвящена модели семьи, символом которой является разрушающийся треугольник. Предпринята попытка проанализировать образы трех главных героев автобиографической серии, состоящей из двух произведений: «Котик Летаев» и «Крещеный китаец» – и выявить связанные с ними символы. Осмыслена роль семейного разлада в становлении личности лирического героя, выявлена мифологическая подоплека противостояния его матери и отца, проанализированы их образы, определено участие каждого в формировании сознания Котика Летаева. Предметом исследования является образное пространство указанных произведений. Цель статьи – доказать, что у каждого персонажа есть своя четко обозначенная символическая система. 
При написании статьи в основном использовался герменевтический метод. Были выделены основные символы, используемые Андреем Белым; определена их трактовка, выявлено значение цветовых обозначений. Выводы, изложенные в статье: образ отца осмыслен писателем как воплощение творца-теурга, мать – как стихийно-бытовая сила. За каждым из этих персонажей «закреплена» своя система символов. Автобиографический герой видит выход из тупиковой ситуации семейного конфликта в попытке самопожертвования и самоотождествления с распятым Христом, однако это воспринимается как уход от реальности в мир собственных фантазий.   

Ключевые слова: триада; треугольник; Котик Летаев; мать; отец; семейный разлад; символ. 

SUMMARY

MYTHOPOETICS OF THE "FATHER – MOTHER – SON" TRIAD IN A. BELY'S AUTOBIOGRAPHICAL SERIES "KOTIK LETAEV" AND "BAPTIZED CHINESE"

P.B. Skoibeda
Moscow State Regional University

Abstract. The article is devoted to the family model, the symbol of which is the collapsing triangle. An attempt is made to analyze the images of the three main characters of the autobiographical series, consisting of two works: "Kotik Letaev" and "Baptized Chinese" – and to identify the symbols associated with them. The role of family discord in the formation of the personality of the lyrical hero is comprehended, the mythological background of the confrontation between his mother and father is revealed, their images are analyzed, the participation of each in the formation of the consciousness of Kotik Letaev is determined. The subject of research is the figurative space of these works. The purpose of the article is to prove that each character has its own clearly defined symbolic system. When writing the article, the hermeneutic method was mainly used. The main symbols used by Andrey Bely were highlighted; their interpretation is determined, the meaning of color designations is revealed. The conclusions set out in the article: the writer interpreted the image of the father as the embodiment of the theurgist, the mother as a spontaneous everyday force. Each of these characters has its own system of symbols. The autobiographical hero sees a way out of the deadlock situation of family conflict in an attempt at self-sacrifice and self-identification with the crucified Christ, but this is perceived as a departure from reality into the world of his own fantasies.  

Key words: triad; triangle; Kotik Letaev; mother; father; family discord; symbol.