ПОВЕСТЬ А.И. КУПРИНА «КОЛЕСО ВРЕМЕНИ»: ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ПРЕТЕКСТ И ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ

К.А. Ожерельев
💾 ПОВЕСТЬ А.И. КУПРИНА «КОЛЕСО ВРЕМЕНИ»: ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ ПРЕТЕКСТ И ДИНАМИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

Аннотация. Работа посвящена выявлению текста-первоосновы (претекста) в рамках анализа особенностей поэтики повести А.И. Куприна «Колесо времени» (1930). В пользу актуальности избранной темы статьи свидетельствует то, что указанная повесть стала предметом собственно литературоведческого исследования совсем недавно. Научную значимость работе придает обращение к современным интегративным методикам поэтологического анализа, среди которых ведущая роль отведена интертекстуальному и лингвостилистическому анализу, а также анализу художественной и ментальной концептосферы писателей. Автором статьи, в свою очередь, впервые выдвигается гипотеза о наличии в рассматриваемом художественном тексте имплицитных или прямых отсылок к хрестоматийной повести И.С. Тургенева «Ася» (1858). Приводятся доказательства неслучайности обращения писателя первой волны русской эмиграции к творчеству отечественного классика XIX века (в частности – противоречивое прижизненное отношение Куприна к наследию Тургенева, нашедшее свое воплощение в его эпистолярном фонде и прозе; типологическая соотнесенность обоих авторов с мотивом «русский человек на rendez-vous», закрепленным в русской литературной критике Н.Г. Чернышевским; стилистический «диалог» художников и др.). По итогам наблюдений над художественной структурой «Колеса времени» сформулирован вывод о том, что ее внутренняя динамика в значительной степени обусловлена отталкиванием от текста-исходника («Ася»), а также близостью двух повестей на следующих уровнях художественного целого: мотивно-образный ряд напитков; культурологический и мифопоэтический слой; присутствие ольфакторного эстетического элемента (запахи и ароматы); растительный код; автобиографизм; национально окрашенная рефлексия; экфрастичность.   

Ключевые слова: претекст; «Колесо времени»; художественная структура; «Ася»; автобиографизм и вымысел; мотив; уровни художественного целого; национальные концепты в литературе. 

SUMMARY

A.I. KUPRIN'S STORY "THE WHEEL OF TIME": HYPOTHETICAL PRETEXT AND THE DYNAMICS OF THE ARTISTIC STRUCTURE

K. A. Ozherelyev
Siberian Institute of Business and Information Technology

Abstract. This article is devoted to the identification of the primary text (pretext) within the analysis of the peculiarities in Kuprin's novella "The Wheel of Time" (1930). The fact that this story has become the subject of literary study quite recently testifies in favor of the relevantly chosen theme for the article. The scientific significance of the work is attached to the modern integrative methods of poetic analysis, among which the leading role is given to intertextual and linguistic analysis, as well as to the analysis of artistic and mental conceptual sphere of writers. The author of the article, in return, for the first time puts forward the hypothesis of the implicit or explicit references to I.S. Turgenev's story "Asya" (1858). The evidence that the Russian writer of the Russian first wave emigration turned to the literary classic of the 19th century not accidentally (including Kuprin's controversial lifetime relationship to Turgenev's works which is reflected in his epistolary collection and prose; the typological correlation of both authors to the motive of "the Russian man on the rendez-vous" which N.G. Chernyshevsky used in Russian literary criticism; the stylistic "dialogue" between the artists, etc.) is presented. The conclusion is that its internal dynamics to a great extent is determined by the proceeding from the source text ("Asya"), as well as by the closeness of the two stories on the following levels of the artistic whole: motive-image row of drinks; cultural and mythopoetic layer; presence of olfactory aesthetic element (smells and aromas); plant code; autobiographicalism; nationally colored reflection; ekphrastic.  

Key words: pretext; "The Wheel of Time"; artistic structure; "Asya"; autobiographicalism and fiction; motive; levels of the artistic whole; national concepts in literature.