ОБ ОДНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКЕ: «ХОЗЯЙКА» Е.В. КОЛОГРИВОВОЙ ПРОТИВ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Е.А. Ившина
💾 ОБ ОДНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКЕ: «ХОЗЯЙКА» Е.В. КОЛОГРИВОВОЙ ПРОТИВ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»
Московский городской педагогический университет

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос о полемике с Н.В. Гоголем, которую можно обнаружить на страницах повести «Хозяйка», принадлежавшей популярной в 1840-е годы писательнице Е.В. Кологривовой (псевдоним Федор Фан-Дим). В истории литературы Кологривова известна как автор первого полного прозаического перевода на русский язык «Ада» из «Божественной Комедии» Данте. О литературной популярности Кологривовой можно судить по активному обсуждению ее произведений в критике. Особое «одобрение» получила ее повесть «Хозяйка» (1843). Цель статьи состоит в изучении литературной позиции Кологривовой, выраженной в этой повести, с точки зрения ее литературного спора с «гоголевщиной», по выражению самой писательницы. Кологривова предлагает свой взгляд на отношения художника и искусства, противоположный представленному в повести Гоголя «Портрет». Если у Гоголя художник погибает, обезумев от любви к славе и деньгам, то у Кологривовой мотив искушения творческой личности земными благами связан с проявлением человеческих чувств, но никак ни с деньгами или славой, а ее герой в результате отказывается от земной любви и умирает преданным служителем искусства. Кологривова использует традиционный для романтической повести о художнике мотив зависимости героя от некой таинственной силы, которая есть и в повести Гоголя, при этом делая акцент на трагической и одновременной благотворной стороне этой связи-любви к искусству, персонифицированной в образе Хозяйки. Материальных и морально-этических вопросов, которые есть у Гоголя, Кологривова принципиально не касается.   

Ключевые слова: Е.В. Кологривова; Федор Фан-Дим; Н.В. Гоголь; «Хозяйка»; «Портрет»; романтическая повесть; повесть о художнике. 

SUMMARY

ON A LITERARY CONTROVERSY: “THE HOUSEKEEPER” BY E.V. KOLOGRIVOVA VERSUS “PORTRAIT” BY N.V.GOGOL

E.A. Ivshina
Moscow City University

Abstract. The article considers the issue of the polemic with N. V. Gogol, which can be found on the pages of the story "The Housekeeper”, which belonged to the popular writer E. V. Kologrivova (pseudonym Fyodor Fan-Dim) in the 1840s. In the history of literature, Kologrivova is known as the author of the first complete prose translation into Russian of "Hell" from Dante's "Divine Comedy". Kologrivova's literary popularity can be judged by the active discussion of her works in criticism. Her story "The Housekeeper" was especially valued (1843). The purpose of the article is to study the literary position of Kologrivova, expressed in this story, from the point of view of her literary dispute with "Gogolism", as the writer said herself. Kologrivova offers her own view on the relationship between the artist and art, the opposite of what is presented in Gogol's story "Portrait". If Gogol's artist dies, maddened by the love of fame and money, Kologrivova's motive for tempting a creative person with earthly goods is connected with the manifestation of human feelings, but in no way with money or fame. As a result, her hero refuses earthly love and dies as a devoted servant of art. Kologrivova uses the traditional motive of the hero's dependence on some mysterious force, which is also present in Gogol's story, while emphasizing the tragic and simultaneously beneficial side of this affection for art, personified in the image of the Housekeeper. She unlike Gogol is not concerned about the material, moral and ethical issues in her works.  

Key words: E. V. Kologrivova; Fyodor Fan-Dim; N. V. Gogol; "The Housekeeper"; "Portrait"; romantic story; a story about the artist.