«НАДТЕКСТОВЫЙ» И «ВНУТРЕННИЙ» АВТОР В РОМАНЕ Л. М. ЛЕОНОВА «СКУТАРЕВСКИЙ»

Д. В. Заваров
💾 «НАДТЕКСТОВЫЙ» И «ВНУТРЕННИЙ» АВТОР В РОМАНЕ  Л. М. ЛЕОНОВА «СКУТАРЕВСКИЙ»
Московский государственный областной университет

Аннотация. Роман «Скутаревский» ‒ знаковая для творчества Леонида Леонова вещь. Выполненное внешне по канонам производственного романа, по своему содержанию произведение оказалось настолько «контрреволюционным», что вызвало шквал пролетарской критики. 
Автором изучен художественный прием: взаимодействие внутри текста двух противоположных по взглядам авторов – «надтекстового» и «внутреннего», – создающих одну, общую для них, художественную реальность. Прием этот дает возможность в корне пересмотреть смысл романа, что применительно к творчеству Л. М. Леонова имеет особое значение: позволяет рассматривать идеологическую сторону произведения не как причину, а как следствие литературного эксперимента над художественной реальностью. Используются биографический, текстологический, культурно-исторический и герменевтический методы исследования. 
Сделан вывод, что синтез двух разных взглядов не столько на происходящие события, сколько на саму их суть, дает поразительный эффект: внешне нисколько не нарушая канонов жанра производственного романа, Л. Леонов добивается того, что произведение в идейном плане полностью им противоречит. 
Работа позволяет интерпретировать роман «Скутаревский» как литературный эксперимент над советскими реалиями, при этом исключив из авторского замысла идеологическую подоплеку.   

Ключевые слова: Леонов; роман «Скутаревский»; образ автора; соцреализм; литературный эксперимент. 

SUMMARY

"SUPERTEXT" AND "INTERNAL" AUTHOR IN L. M. LEONOV'S NOVEL "SKUTAREVSKY"

D. V. Zavarov
Moscow Region State University

Abstract. The novel "Skutarevsky" is a symbolic thing for Leonid Leonov's work. Outwardly executed according to the canons of a production novel, the content of the result turned out to be "counter-revolutionary", which caused a flurry of proletarian criticism. 
The author studied an artistic technique: the interaction within the text of two authors opposite in their views – "supra-textual" and "internal», creating one, common for them, artistic reality. This technique allows us to radically revise the meaning of the novel, which is of particular importance in relation to the work by L.M. Leonov: it allows us to consider the ideological side of the work not as a cause, but as a consequence of a literary experiment on artistic reality. Biographical, textual, cultural-historical and hermeneutic research methods are used. 
It is concluded that the synthesis of two different views not so much on the events that are taking place, but on their very essence, gives a striking effect: outwardly, without violating the canons of the genre of the production novel, L. Leonov achieves that the work, in terms of ideology, completely contradicts them. 
The work allows interpreting the novel "Skutarevsky" as a literary experiment on Soviet realities, while excluding the ideological background from the author's intention.  

Key words: Leonov; the novel "Skutarevsky"; the image of the author; socialist realism; literary experiment.