МОТИВ «НОВОЙ ЖИЗНИ» У И.А. ГОНЧАРОВА И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 1850-Х ГОДОВ

И.А. Беляева
💾 МОТИВ «НОВОЙ ЖИЗНИ» У И.А. ГОНЧАРОВА И ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 1850-Х ГОДОВ
Московский городской педагогический университет 
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значении мотива «новой жизни» для жанровой структуры русского классического романа, который обрел свои четкие жанровые характеристики именно в 1850-е годы. Исследуется дантовская природа этого мотива, которая определяет особое положение женского персонажа в русском романе и его значение для возрождения героя к «новой жизни». Рассматривается ведущая роль И.А. Гончарова-романиста в актуализации данного мотива, а также его художественные воплощения в «Дворянском гнезде» И.С. Тургенева и «Семейном счастии» Л.Н. Толстого. Анализируются социальные координаты мотива «новой жизни», которые связаны с семейной сферой ‒ у Гончарова и Толстого. Жена в плане «новой жизни», который очерчивал для себя Обломов и который воплотился потом в Крымской главе из жизни Ольги и Штольца, играет особую роль. Жена оказывается не просто хозяйкой или ученицей в «школе мужа», но коренным образом преобразовывает его жизнь, придавая смысл ‒ бессмысленному, даруя жизнь ‒ отжившему. Высказывается идея о том, что в последующие десятилетия идейно-политические споры, наложившие свой отпечаток на понимание «новой жизни», на глубинном уровне сохранили дантовскую подоснову этого мотива. Это читается и в особом культе свободной женщины у Н.Г. Чернышевского, и в смирении перед Верой псевдоапостола «новой жизни» Марка Волохова в последнем романе Гончарова.   

Ключевые слова: русский роман; мотив; И.А. Гончаров; Л.Н. Толстой; И.С. Тургенев; Данте. 

SUMMARY

MOTIVE OF “A NEW LIFE” IN I.A. GONCHAROV’S WORKS AND LITERARY CONTEXT OF THE 1850s

I.A. Belyaeva
Moscow City University 
Lomonosov Moscow State University

Abstract. The article deals with the question of the meaning of “ a new life” motive for the genre structure of the Russian classic novel, which acquired its clear genre characteristics precisely in the 1850s. The Dante’s nature of this motive which determines the special position of the female character in the Russian novel and its significance for the hero’s rehabilitation to “a new life” is investigated. The leading role of Goncharov as a novelist in the actualization of this motive is considered, as well as its artistic realization in Turgenev’s “The Noble nest” and L. Tolstoy’s “Family Happiness”. The social coordinates of “a new life” motive which are associated with the family sphere in Goncharov’s and Tolstoy’s works are analyzed. A wife plays a special role in “ a new life” plan, which Oblomov outlined for himself and which was later embodied in the Crimean chapter from the life of Olga and Shtolz. A wife turns out to be not just a hostess or a student in the “husband’s school”, but radically transforms his life, giving meaning to the meaningless, giving life to the obsolete one. The idea is expressed that in the following decades the ideological and political disputes left their mark on the understanding of “a new life”, at a deep level the Dante basis of this motive preserved at a deep level. It is read in the special cult of a free woman in N.G. Chernyshevsky’s novel, and in humility of the pseudo-apostle of “ a new life” Mark Volokhov before Vera in Goncharov’s last novel.  

Key words: Russian novel; motive; I.A. Goncharov; L.N. Tolstoy; I.S. Turgenev; Dante.