СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Л.В. Черемошкина
💾 СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Московский педагогический государственный университет 
Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. На примере психологии мнемических способностей показано влияние нового метода на становление теории. Рассматриваются условия разработки метода исследования мнемических способностей с позиций системно-генетического подхода. Метод развертывания мнемической деятельности, созданный в середине 80-х годов прошлого века, позволил исследовать предпосылки, структуру, закономерности микро- и макрогенеза мнемических способностей. Теория мнемических способностей представляет собой целостное видение объективных и собственно психологических закономерностей функционирования, развития, инволюции индивидуально-своеобразных орудий организации информации в целях предстоящей деятельности. 
Понятие «мнемические способности» можно рассматривать как общепсихологическую категорию, которая отражает в человеке общее, особенное и единичное одновременно: общее (психические свойства, проявляющиеся в процессе реализации психических функций); особенное (выступающие в качестве орудий (инструментов) реализации психических функций и отличающиеся индивидной, субъектно-деятельностной и субъективно-личностной детерминацией); единичное (обеспечивающие качественно-количественное своеобразие процессов и функций запоминания и воспроизведения, сохранения, забывания и узнавания). 
Мнемические способности реализуются разноуровневыми механизмами, имеющими биопсихосоциальную детерминацию. Именно эта данность позволяет заключить: способности характеризуют человека как индивида, субъекта деятельности и личность со стороны качественно-количественного своеобразия когнитивных орудий, продуцирующих определенный результат. Теория и метод исследования мнемических способностей положили начало: 
а) концепции структуры интеллекта как системы способностей и индивидуально-организованного знания; 
б) пониманию психического как реальности, обладающей одновременно прямо противоположными свойствами; 
в) пониманию сущности собственно психологической закономерности, не сводимой к объективной закономерности.   

Ключевые слова: способности; теория мнемических способностей; метод развертывания мнемической деятельности; орудия когнитивной активности; функциональные, операционные, регулирующие механизмы; мнемические действия; типы мнемических способностей; мнемические стили; объективные закономерности; субъектные и субъективно-личностные закономерности. 

SUMMARY

THE RELATIONSHIP OF THEORY AND METHOD IN PSYCHOLOGY OF MNEMIC ABILITIES

L.V. Cheremoshkina
Moscow Pedagogical State University
State University of Humanities and Technology

Abstract. On the example of the psychology of mnemonic abilities, the influence of the new method on the formation of the theory is shown. The conditions for the development of a method for the study of mnemonic abilities from the standpoint of the systemic-genetic approach are considered. The method of deploying mnemonic activity, created in the mid-80s of the last century, made it possible to study the prerequisites, structure, patterns of micro- and macrogenesis of mnemonic abilities. The theory of mnemonic abilities is a holistic vision of the objective and proper psychological laws of functioning, development, involution of individual-specific tools for organizing information for the purposes of upcoming activities. 
The concept of "mnemonic abilities" can be considered as a general psychological category, which reflects in a person the general, the particular and the singular at the same time: general (mental properties that are manifested in the process of realization of mental functions); special (acting as tools (instruments) for the realization of mental functions and differing in individual, subjective – activity and subjective – personal determination); single (providing a qualitative and quantitative originality of the processes and functions of memorization and reproduction, preservation, forgetting and recognition). 
Mnemic abilities are realized by multilevel mechanisms with biopsychosocial determination. It is this fact that allows us to conclude: abilities characterize a person as an individual species, subject of activity and personality from the side of the qualitative and quantitative originality of cognitive tools that produce a certain result. The theory and method of researching mnemonic abilities laid the foundation for: a) the concept of the structure of intelligence as a system of abilities and individually - organized knowledge; b) understanding the psychic as a reality that simultaneously possesses directly opposite properties; c) understanding the essence of a psychological regularity itself, which is not reducible to an objective regularity.  

Key words: abilities; theory of mnemonic abilities; the method of deploying mnemonic activity; tools of cognitive activity; functional, operational, regulatory mechanisms; mnemonic actions; types of mnemonic abilities; mnemonic styles; objective laws; subjective and subjective-personal patterns.