СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Т.Н. Осинина, М.Н. Усцева
💾 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И СПОСОБНОСТИ  К САМООРГАНИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ  К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Государственный гуманитарно-технологический университет

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ результатов исследования показателей уровня тревожности и способности к самоорганизации обучающихся 9-х и 11-го классов в контексте подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА). В связи с внедрением и постепенным усложнением ГИА все более актуальным становится изучение не только познавательных, но и личностных особенностей школьников как важных предикторов психологической готовности эффективной сдачи итогового школьного экзамена. 
В исследовании, организованном на базе МОУ СОШ №26 г.о. Орехово-Зуево Московской области, приняли участие 70 обучающихся 9-х и 11-го классов. Для диагностики уровня развития способности к самоорганизации (познавательный компонент) и уровня тревожности (личностный компонент) применена анкета «Готовность к ЕГЭ» М.Ю. Чибисовой. 
Исследованы компоненты готовности старшеклассников к сдаче государственной итоговой аттестации, сравнивались показатели уровня тревожности и показатели самоорганизации в группах девятиклассников с различным уровнем отношения к учебе, успеваемостью и последующими результатами сдачи экзаменов. Кроме того, сравнивались данные показатели обучающихся 9-х и 11-го классов, а также между мотивированными девятиклассниками и одиннадцатиклассниками.   

Ключевые слова: личностные особенности; уровень тревожности; способность к самоорганизации; государственная итоговая аттестация; психологическая готовность. 

SUMMARY

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEVEL OF ANXIETY AND ABILITY FOR SELF-ORGANIZATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN PREPARATION FOR THE STATE FINAL CERTIFICATION

T.N. Osinina, M.N. Ustseva
State University of Humanities and Technology

Abstract. The article presents a comparative analysis of the results of the study of indicators of anxiety level and ability to self-organize students of grades 9 and 11 in the context of preparation for the state final certification (GIA). In connection with the introduction and gradual complication of GIA, it becomes increasingly relevant to study not only the cognitive, but also the personal characteristics of schoolchildren as important predictors of psychological readiness to pass the final school exam effectively. 
The study, organized on the basis of MOU secondary school No. 26 o. Orekhovo-Zuevo, Moscow Region, was attended by 70 students of the 9-th classes and the 11-th classes. To diagnose the level of development of the ability to self-organize (cognitive component) and the level of anxiety (personal component), the questionnaire "Readiness for the exam" by M.Yu. Chibisova was applied. 
The components of the readiness of high school students to pass GIA were studied, the indicators of anxiety level and self-organization indicators in groups of the ninth graders with different levels of attitude to study, academic performance and subsequent results of passing the OGE were compared. These indicators of students in grades 9 and 11, as well as between motivated the ninth graders and the eleventh graders, were also compared.  

Key words: personal features; level of anxiety; self-organization; state final certification; psychological readiness.