ЭТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

С.О. Петрова
💾 ЭТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Аннотация. Научная статья посвящена раскрытию важности этических подходов к обеспечению информационной безопасности школьников в современной системе образования. Автором разработаны утилитарный и деонтологический этические подходы для обеспечения информационной безопасности школьников в условиях обучения с применением дистанционных образовательных технологий с учетом специфики реализуемых образовательных программ. Особое внимание уделяется доказательству актуальности и важности деонтологического подхода. Обзор данных этических подходов основывается на исследовании, проводившемся на базе общеобразовательных учреждений и гимназий Республики Саха. Также практически доказана важность этических подходов путем разработки и апробации уникального мобильного обучающего приложения «BKM» на первичной стадии альфа-тестирования с учетом всех проанализированных этических требований электронного обучения. Анализ функционирования данного приложения показывает, что использование гаджетов в образовательном процессе действительно активизирует обучение путем стимулирования когнитивных процессов, образуя при этом систему «гаджет (разработчик-учитель)-ученик-обучение». Также в данном исследовании доказано, что электронное обучение способствует появлению эффективных персонализированных образовательных технологий, которые будут использовать только базовые данные учащегося (без чат-ботов и GPS-отслеживания) для разработки приложений с учетом информационной безопасности.   

Ключевые слова: этика; этические подходы; электронное обучение; информационная безопасность; конфиденциальность данных школьника. 

SUMMARY

ETHICAL APPROACHES FOR INFORMATION SECURITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF E-LEARNING

S.O. Petrova
North Eastern Federal University by M. K. Ammosov

Abstract. The scientific article is devoted to the disclosure of the importance of ethical approaches to information security of students in the modern system of education. The author developed utilitarian and deontological ethical approaches to ensure information security of students in the conditions of training with the use of distance learning technologies, taking into account the specifics of implemented educational programs. Particular attention is paid to proving the relevance and importance of the deontological approach. The review of these ethical approaches is based on the research conducted on the basis of general educational institutions and gymnasiums of the Republic of Sakha. The importance of ethical approaches is also practically proved by developing and testing a unique mobile learning application "BKM" at the initial stage of alpha testing, taking into account all analyzed ethical requirements of e-learning. The analysis of the functioning of this application shows that the use of gadgets in the educational process really activates learning by stimulating cognitive processes, while forming a system "gadget (teacher-developer)-student-learning". This study also proves that e-learning contributes to the emergence of effective personalized educational technologies that will use only basic student data (without chatbots and GPS tracking) to develop applications with information security in mind.  

Key words: ethics; ethical approaches; e-learning; information security; privacy of student’s personal data.