ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

В.В. Зотов
💾 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)

Аннотация. В статье рассмотрена теория социально-профессионального самоопределения ребенка. Исследование теории социально-профессионального самоопределения ребенка проведено на основе анализа работ российских педагогов и психологов, занимающихся исследованием сферы социально-профессиональной ориентации и профессионального консультирования. Цель настоящей работы заключается в рассмотрении теории социально-профессионального самоопределения ребенка, исследовании вариантов смысла и видов социально-профессионального самоопределения. На основе междисциплинарного теоретического осмысления работ в области педагогики, психологии и социологии выделены типы самоопределения личности и раскрыто их содержание, систематизирована совокупность смыслов социально-профессионального самоопределения, определены критерии и показатели готовности личности к социально-профессиональному самоопределению. Автором сделан вывод, что социально-профессиональное самоопределение ребенка играет важную роль в процессе формирования личности и выбора трудового пути, обуславливая гармоничное развитие и жизнь в современном обществе. Профессия, приобретаемая осознанно, формирует привычки и характер личности, влияет на образ жизни, круг общения, на межличностные отношения. Социально-профессиональная ориентация, как выбор жизненного пути, предполагает профориентационную работу с детьми как комплекс мер, направленных на сопряжение в сознании детей трех составляющих: «хочу» (интересы и склонности), «надо» (потребности мира профессий в компетентных кадрах), «могу» (уровень знаний, способностей, состояние здоровья).   

Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение; самоориентация; личность; ребенок; подростки; профориентационная работа; саморазвитие; социокультурные условия. 

SUMMARY

THEORETICAL ASPECTS OF SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

V.V. Zotov
N.A.Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art), Moscow

Abstract. The article deals with the theory of socio-professional self-determination of a child. The study of the theory of children's socio-professional self-determination is based on the analysis of the works of Russian teachers and psychologists engaged in the research in the sphere of socio-professional orientation and professional consulting. The purpose of this work is to study the theory of socio-professional self-determination of the child, to investigate the variants of meaning and types of socio-professional self-determination. On the basis of interdisciplinary theoretical understanding of works in the field of pedagogy, psychology and sociology, the types of personal self-determination are identified and their content is disclosed, the set of meanings of socio-professional self-determination is systematized, criteria and indicators of individual readiness for socio-professional self-determination are determined. The author concludes that socio-professional self-determination of a child plays an important role in the process of personality formation and choice of a labour path, conditioning the harmonious development and life in modern society. Profession, acquired consciously, forms the habits and character of the personality, affects the way of life, social circle, and interpersonal relationships. Professional orientation, as a choice of life path, implies career guidance work with children as a set of measures aimed at combining the three components in the childrens' minds: "want" (interests and aptitudes), "need" (the needs of the world of professions in personnel), "can" (level of knowledge, abilities, health status).  

Key words: socio-professional self-determination; self-orientation; personality; child; adolescents; career guidance; self-development; sociocultural conditions.