РЕСУРСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 104-112. ISSN 2500-350X (online)  

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 104-112. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья

УДК [373.2+373.3]:37.015.3

💾РЕСУРСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Элина Николаевна Яковлева1, Алексей Александрович Майер2, Татьяна Владимировна Зеленкова3

1,2,3 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия

1mgopi@list.ru; https://orcid.org/0000-0002-8955-0556

2m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593

3tzelenk@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-4498-5027

Аннотация. В статье рассматривается проблема разработки моделей преемственности детского сада и школы, сочетающих отечественный опыт ее обеспечения, обновление содержания, конкретизацию результатов образования и возможности участников образовательных отношений.  Ставится цель определить оптимальные параметры моделирования преемственности в современных условиях общего образования.

Описывается модель организации преемственности, реализуемая в 100 образовательных организациях Московской области в рамках проекта «Подмосковный Preschool: стандарт детского сада». Структура модели включает четыре блока: стандарт условий, стандарт участников, стандарт содержания и технологий, стандарт результата. Приводятся результаты диагностического исследования 6978 обучающихся подготовительных групп (возрастная категория 6-7 лет) в 48 образовательных комплексах Московской области. Диагностика проводилась с использованием мобильного приложения педагогическими работниками образовательных комплексов: воспитателями, учителями-логопедами, психологами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. По итогам диагностики определены уровни готовности выпускников: высокий – 72, 1 %, средний – 21,4 %, ниже среднего – 6,5 %. Результаты диагностики позволили выявить причины затруднений детей в освоении программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу, наметить дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками.

Авторы обращают внимание на психологическую готовность детей к обучению в школе, которая рассматривается сегодня как целостная система, интегрирующая дошкольное и начальное образование. Делается вывод о том, что задача целенаправленного и эффективного осуществления образовательного процесса сопряжена с необходимостью выстраивания целостной, «сквозной» системы психолого-педагогического сопровождения преемственности дошкольного и начального образования, которая на сегодняшний день еще не разработана. 

Ключевые слова: дошкольное образование, начальное образование, модель преемственности, подмосковный preschool, диагностика, психологическая готовность к школе, психолого-педагогическое сопровождение преемственности

Для цитирования: ЯковлеваЭ.Н., МайерА.А., Зеленкова Т.В. Ресурсы преемственности детского сада и школы в условиях общего образования на современном этапе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 104.112.

Original article

RESOURCES OF CONTINUITY OF KINDERGARTEN AND SCHOOL IN CONDITIONS OF GENERAL EDUCATION AT THE PRESENT STAGE

Elina N. Yakovleva1, Alexey A. Mayer2 , Tatiana V. Zelenkova3

1,2,3 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia

1mgopi@list.ru; https://orcid.org/0000-0002-8955-0556

2m000r@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6572-5593

3tzelenk@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-4498-5027

Abstract. The article deals with the problem of developing models of the continuity of preschool and primary education based on a combination of domestic experience in its provision, updating the content, concretizing the results of education and the possibilities of participants in educational relations. The aim is to determine the optimal parameters for modeling continuity in modern conditions of general education.

The model of organization of the continuity, implemented in 100 educational organizations of Moscow region within the framework of the project «Moscow Region Preschool: Kindergarten Standard», is described. The structure of the model includes four blocks: standard of conditions, standard of participants, standard of content and technologies, standard of result. The results of a diagnostic study of 6978 students of preparatory groups (age category 6-7 years old) in 48 educational complexes of Moscow region are presented. Diagnostics was carried out using a mobile application by pedagogical workers of educational complexes: educators, speech therapists, psychologists, music directors, physical education instructors. Based on the results of the diagnostics, the levels of readiness of graduates were determined: high — 72.1%, average — 21.4%, below average — 6.5%. The results of the diagnostics made it possible to identify the causes of children’s difficulties in mastering the program material for each task, subsection, section, to outline the further actions of teachers in working with pupils.

The authors draw attention to the psychological readiness of children to study at school, which is considered today as an integral system that integrates preschool and primary education. It is concluded that the task of purposeful and effective implementation of the educational process is associated with the need to build a holistic, «end-to-end» system of psychological and pedagogical support for the continuity of preschool and primary education, which has not yet been developed to date.

Key words: preschool education, primary education, model of continuity, preschool near Moscow, diagnostics, psychological readiness for school, psychological and pedagogical support of the continuity

For citation: Yakovleva E.N., MayerА.А., Zelenkova T.V. Resources of continuity of kindergarten and school in conditions of general education at the present stage // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 104-112.

Информация об авторах

Э.Н. Яковлева – кандидат филологических наук, доцент, проректор по научной и инновационной деятельности Государственного гуманитарно-технологического университета.

А.А. Майер – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования Государственного гуманитарно-технологического университета.

Т.В. Зеленкова – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и дефектологии Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the authors

E.N. Yakovleva – Ph.D. of Philology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific and Innovative Activities, State University of Humanities and Technology.

A.A. Mayer — Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Chair of Primary and Preschool Education, State University of Humanities and Technology.

T.V. Zelenkova – Ph.D. of Psychology, Associate Professor of the Chair of the Psychology and Defectology, State University of Humanities and Technology

Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 24.03.2023. 

The article was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 24.03.2023.