МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОВЕСТИ Э.Н. УСПЕНСКОГО «ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА ЧАЙНИКОВА» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ РАДИОТЕХНИКИ ШКОЛЬНИКАМИ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 91-96. ISSN 2500-350X (online)  

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 91-96. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья

УДК [37.016:53]:821.161.1-3.09

💾МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОВЕСТИ Э.Н. УСПЕНСКОГО «ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА ЧАЙНИКОВА» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ РАДИОТЕХНИКИ ШКОЛЬНИКАМИ

Сергей Николаевич Роман

Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713

Аннотация. В статье рассматривается образовательный потенциал повести Э.Н. Успенского «Лекции профессора Чайникова», созданной автором как учебник по радиотехнике, предназначенный для чтения учащимися среднего и старшего школьного возраста. Многочисленные переиздания, осуществляемые вплоть до наших дней, обуславливают актуальность анализа данного произведения, созданного более тридцати лет назад, с точки зрения целесообразности его использования на уроках физики, во внеклассной работе, при самостоятельном чтении школьниками, интересующимися основами радиотехники. Данная цель реализуется в научной и методической литературе впервые. Делается вывод, что повесть содержит большое количество фактических ошибок. Изложение материала носит бессвязный характер, чередуется с описанием многочисленных нелепых ситуаций, в которые попадает Чайников. Зачастую автор или формирует недостаточно полное представление о том или ином явлении, или отказывается раскрывать его сущность вообще, ограничиваясь лишь формальным введением нового термина. Иллюстрации в различных изданиях повести имеют эстетическую ценность, созданы известными российскими художниками, однако не способствуют школьнику усвоить изучаемый материал. Книга, в отличие от многих других современных изданий, лишена связи с практикой, не стимулирует ученика к проведению простых физических опытов.

Ключевые слова: учебник, методика преподавания физики, повесть, радиотехника, иллюстрация

Для цитирования: Роман С.Н. Методические возможности использования повести Э.Н. Успенского «Лекции профессора Чайникова» при изучении основных принципов радиотехники школьниками // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 91-96.

Original article 

METHODOLOGICAL POSSIBILITIES OF USING E.N. USPENSKY «LECTURES OF PROFESSOR CHAINIKOV» WHEN STUDYING THE BASIC PRINCIPLES OF RADIO ENGINEERING BY SCHOOLCHILDREN

Sergey N. Roman

State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuevo, Russia, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713

Abstract. The article discusses the educational potential of E.N. Uspensky «Lectures of Professor Chainikov», created by the author as a textbook on radio engineering, intended for reading by students of middle and senior school age. Numerous reprints, carried out up to the present day, determine the relevance of the analysis of this work, created more than thirty years ago, from the point of view of the expediency of its use in physics lessons, in extracurricular activities, with independent reading by schoolchildren interested in the basics of radio engineering. This goal is realized in the scientific and methodological literature for the first time. It is concluded that the story contains a large number of factual errors. The presentation of the material is incoherent, interspersed with descriptions of numerous ridiculous situations that Chainikov finds himself in. Often the author either forms an insufficiently complete idea of a particular phenomenon, or refuses to disclose its essence at all, limiting himself only to the formal introduction of a new term. Illustrations in various editions of the story have aesthetic value, created by well-known Russian artists, but do not help the schoolchild to learn the material being studied. The book, unlike many other modern publications, is devoid of connection with practice, does not stimulate the pupil to conduct simple physical experiments.

Keywords: textbook, methods of teaching physics, story, radio engineering, illustration

For citation: Roman S.N. Methodological possibilities of using E.N. Uspensky «Lectures of professor Chainikov» when studying the basic principles of radio engineering by schoolchildren // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 91-96.

Информация об авторе

С.Н. Роман – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и гуманитарных наук Государственного гуманитарно-технологического университета.

Information about the author

S.N. Roman– Ph.D. of Philology, Associate Professor of the Chair of the History and Humanities, State University of Humanities and Technology.

Статья поступила в редакцию 08.02.2023; одобрена после рецензирования 03.03.2023; принята к публикации 24.03.2023. 

The article was submitted 08.02.2023; approved after reviewing 03.03.2023; accepted for publication 24.03.2023.