МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 76-82. ISSN 2500-350X (online)  

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 76-82. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья

УДК 37.016:811.111

💾МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Ольга Юрьевна Муллер

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия, olga_megion@mail.ru, https://orcid.org/000-0002-8938-5386

Аннотация. В современный период в условиях цифровизации образования одним из очевидных решений является расширение возможностей использования инструментов визуализации информации. Применение ментальных карт в образовательном процессе влияет на активизацию учебной деятельности за счет более высокой, чем при традиционных методах обучения, степени визуализации представленного материала. Автор статьи рассматривает ментальные карты как средство когнитивной визуализации, применение которых в образовательном процессе позволяет сменить роль обучающегося с пассивной на активную, способствуя развитию творческого мышления. Именно ментальные карты позволяют визуализировать большие объемы сложного для изучения теоретического материала с высоким уровнем абстрактности. Цель статьи заключается в изучении ментальных карт как средства визуализации информации в развитии когнитивных способностей студентов. В соответствии с поставленной целью автор выявил сущность понятия «ментальные карты», направления развития когнитивных способностей, педагогические задачи, предусмотренные когнитивно-визуальной методикой обучения, а также определил цель дальнейшего эмпирического исследования в данном направлении. Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация, обобщение). Представленные результаты теоретического исследования позволяют сделать вывод об особенностях применения ментальных карт в образовательном процессе в качестве средства когнитивной визуализации, применение которого направлено на развитие творческих способностей обучающихся, усиление мотивации, повышение результативности обучения.

Ключевые слова: ментальные карты, когнитивные способности, визуализация, информация, когнитивно-визуальные технологии, обучающиеся

Для цитирования: Муллер О.Ю. Ментальные карты как средство визуализации информации в развитии когнитивных способностей студентов // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 76-82.

Original article

MENTAL MAP AS A MEANS OF INFORMATION VISUALIZATION IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COGNITIVE ABILITIES

Olga Yu. Muller

Surgut State University, Surgut, Russia, olga_megion@mail.ru, https://orcid.org/000-0002-8938-5386

Abstract. In the modern period, in the context of the digitalization of education, one of the obvious solutions is to expand the possibilities of using information visualization tools. The use of mental maps in the educational process affects the activation of educational activities due to a higher degree of visualization of the presented material than with traditional teaching methods. The author of the article considers mental maps as a means of cognitive visualization, the use of which in the educational process allows changing the role of the student from passive to active, contributing to the development of creative thinking. It is mental maps that make it possible to visualize large volumes of theoretical material that is difficult to study with a high level of abstractness. The purpose of the article is to study mental maps as a means of visualizing information in the development of students’ cognitive abilities. In accordance with the purpose, the author revealed the essence of the concept of «mental maps», the directions of development of cognitive abilities, pedagogical tasks provided for by the cognitive-visual teaching methodology, and also determined the aim of further empirical research in this direction. Research methods: theoretical (analysis, synthesis, systematization, generalization). The presented results of the theoretical study allow us to draw a conclusion about the features of the use of mental maps in the educational process as a means of cognitive visualization, the use of which is aimed at developing the creative abilities of students, increasing motivation, and improving the effectiveness of training.

Keywords: mental maps, cognitive abilities, visualization, information, cognitive-visual technologies, a student

For citation: Muller O.Yu. Mental map as a means of information visualization in the development of students’ cognitive abilities // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 76-82.

Информация об авторе

О.Ю. Муллер – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутского государственного университета

Information about the author

O.Yu. Muller Ph. D of Pedagogy, Associate Professor of the Chair of Professional and Further Education Pedagogy, Surgut State University.

Статья поступила в редакцию 02.02.2023; одобрена после рецензирования 10.03.2023; принята к публикации 24.03.2023. 

The article was submitted 02.02.2023; approved after reviewing 10.03.2023; accepted for publication 24.03.2023.