ИНСТИТУТ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С. 53-59. ISSN 2500-350X (online)  

Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 53-59. ISSN 2500-350X (online)

Научная статья

УДК 37(091)

💾ИНСТИТУТ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Нина Михайловна Ладнушкина

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, nina.Ladnushkina@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-8744-4522

Аннотация. В статье рассмотрен процесс создания и совершенствования института инспектирования системы образования, причины его изменений, а также его место и роль в системе управления образованием в советский период. Обращая внимание на факт длительного формирования советской инспекции, подчеркивается единство мнения по административным функциям советского инспектора – они должны быть минимальны. В то же время изменение задач в области образования, которые ставятся руководством страны, влечет расширение полномочий и функций инспекторского состава, а также совершенствование института инспектирования школьного образования. Также отмечается, что на протяжении всего советского периода институт инспектирования испытывал проблемы с кадровым обеспечением. Не помогало решить данную проблему принятие постановлений партии и правительства, привлечение общественности. Несмотря на кадровые проблемы, серьёзные задачи в области повышения качества образования решали школьные инспекции в годы Великой Отечественной войны и в годы реформ 1950–60 х годов. Значимость института инспектирования в реализации государственной образовательной политики подчеркивалось руководством страны и в более поздние периоды. Серьёзной критике инспектирование подверглось в перестроечный период, что привело к реформам в области государственного контроля и надзора в сфере образования, а в дальнейшем и к отказу от инспектирования как форме государственного контроля и надзора в сфере образования.

Ключевые слова: государственный контроль, государственная политика, инспекция, инспектор, институт инспектирования, инструкция, качество образования, народное образование, органы управления, систем образования, учитель, школа

Для цитирования: Ладнушкина Н.М. Институт инспектирования школьного образования в советский период: историко-педагогический аспект // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2023. № 1. С.53-59.

Original article

INSTITUTE OF INSPECTION OF SCHOOL EDUCATION IN THE SOVIET PERIOD: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

Nina M. Ladnushkina,

Moscow City University, Moscow, Russia,

nina.Ladnushkina@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-8744-4522

Abstract. The article considers the process of creating and improving the institute of inspection of the education system, the reasons for its changes, as well as its place and role in the education management system in the Soviet period. Drawing attention to the fact of the long–term formation of the Soviet inspection, the unity of opinion on the administrative functions of the Soviet inspector is emphasized – they should be minimal. At the same time, the change in the tasks in the field of education, which are set by the country’s leadership, entails the expansion of the powers and functions of the inspection staff, as well as the improvement of the institution of inspection of school education. It is also noted that throughout the Soviet period, the Institute of inspection experienced problems with staffing. The adoption of party and government resolutions and the involvement of the public did not help solve this problem. Despite personnel problems, serious tasks in the field of improving the quality of education were solved by school inspections during the Great Patriotic War and during the reform years of the 1950s and 60s. The importance of the institute of inspection in the implementation of state educational policy was emphasized by the country’s leadership in later periods. Inspection was seriously criticized during the perestroika period, which led to reforms in the field of state control and supervision in the field of education, and later to the rejection of inspection as a form of state control and supervision in the field of education.

Keywords: state control, state policy, inspection, inspector, institute of inspection, instruction, quality of education, public education, governing bodies, education systems, teacher, school

For citation: Ladnushkina N.M. Institute of inspection of school education in the soviet period: historical and pedagogical aspect // Vestnik of State University of Humanities and Technology. 2023. no 1. P. 53-59.

Информация об авторе

Н.М. Ладнушкина — кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента права Института экономики, управления и права Московского городского педагогического университета.

Information about the author

N.M. Ladnushkina – Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Law of the Institute of Economics, Management and Law, Moscow City University.

Статья поступила в редакцию 01.02.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 24.03.2023. 

The article was submitted 01.02.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 24.03.2023.