А.П. Фомина, Т.В. Тимохина
💾 ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Государственный гуманитарно-технологический университет
Аннотация. В статье рассматривается вопрос трансформации ценностей в общественном сознании россиян. На современном этапе формирования «рыночной» экономики «рыночность» распространяется как на общественные отношения, так и на общественное сознание. Ценности, складывающиеся в процессе развития общества, определяют перспективы человека и самого общества. Показано, что «рыночность» отношений неизбежно провоцирует замыкание на самом себе и потребительское отношение к другим, выдвигая в ранг высшей ценности материальный успех.
Авторы отмечают, что изменения ценностей в современных условиях обусловлены как объективными факторами (трансформацией социокультурных и общественно-политических отношений, новым укладом в экономике и способе производства), так и субъективными факторами, обусловливающими действие общественных установок и формирование личностных ориентаций. В статье показаны основные изменения, которым подвержены ценности в современных условиях. Значительное внимание уделяется системе ценностей молодого поколения России, которая находится в стадии становления. Научная новизна заключается в изучении изменений ценностей молодого поколения в условиях кризиса современного российского общества и его институтов социализации.
Актуальность исследования изменений системы ценностей обусловлена необходимостью адекватного реагирования на вызовы современного социума. Авторы обращают внимание, что идет размывание ценностных основ общества и, в сочетании с процессами материального расслоения, происходит нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, алкоголизма, наркомании, стремления к участию в неформальных молодёжных объединениях.
Ключевые слова: ценность; молодежь; общественное сознание; трансформация.
SUMMARY
TRENDS IN CHANGING THE VALUE SYSTEM OF THE YOUNG GENERATION IN MODERN CONDITIONS
A.P. Fomina, T.V. Timohina
State University of Humanities and Technology
Abstract. The article deals with the transformation of values in the public consciousness of Russians. At the present stage of the formation of a "market" economy, "marketness" extends both to public relations and to public consciousness. The values that are formed in the process of the development of society determine the prospects of a person and society itself. It is shown that the" market" of relations inevitably provokes a lock on oneself and a consumer attitude to others, pushing material success to the rank of the highest value.
The authors note that changes in values in modern conditions are caused by both objective factors (transformation of socio-cultural and socio-political relations, a new way of life in the economy and the mode of production), and subjective factors that determine the effect of social attitudes and the formation of personal orientations. The article shows the main changes that values are subject to in modern conditions. Considerable attention is paid to the system of values of the young generation of Russia, which is in the process of formation. The scientific novelty lies in the study of changes in the values of the younger generation in the context of the crisis of the modern Russian society and its institutions of socialization.
The relevance of the study of changes in the value system is due to the need for an adequate response to the challenges of modern society. The authors draw attention to the fact that the value foundations of society are being eroded and, in combination with the processes of material stratification, there is an increase in criminal manifestations in the youth environment, alcoholism, drug addiction, and the desire to participate in informal youth associations.
Key words: value; youth; social consciousness; transformation.