Э.Н. Яковлева, Н.А. Каменских
💾 СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ УНИВЕРСИТЕТА
Государственный гуманитарно-технологический университет
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния стратегических напряжений на образовательное пространство университетов, которые вызывают необходимость своевременной реакции всех заинтересованных акторов, динамичную адаптацию и трансформацию в новых условиях. В статье проведен обзор подходов к определению инновационных систем на микро- и макроуровнях через труды Й. Шумпетера, К. Фримана. Авторами обоснована и разработана концептуальная модель процесса управления развитием университета как инновационной экосистемой в контексте проектирования бизнес-модели. Представлена декомпозиция стратегической модели инновационной экосистемы университета, в ней определены философия развития, функциональные политики, проекты и программы, новое ядро экосистемы университета ‒ бизнес-модель. В качестве методологической основы авторами использована методика построения бизнес-модели по А. Сливотски. Разработанная бизнес-модель включает структуру и содержание ресурсной базы университета, потенциальных стейкхолдеров, ключевые компетенции, ценностное предложение, конкретные и практические идеи для разработки и реализации программ и проектов (например, создание университетского многофункционального центра, формирование предпринимательской экосистемы, развитие ниши «общественного эксперта» по узким востребованным вопросам и другие), позиции оценки перспектив по трансформации в соответствии с выбранной стратегической нишей инновационного развития.
Ключевые слова: инновационная экосистема; бизнес-модель; управление развитием; университет; стратегия; инновационное развитие; человеческий капитал; стейкхолдеры.
SUMMARY
STRATEGIC MODEL OF THE UNIVERSITY'S INNOVATION ECOSYSTEM
E.N. Yakovleva, N.A. Kamenskih
State University of Humanities and Technology
Abstract. The article is devoted to the problem of the influence of strategic tensions on the educational space of universities, which cause the need for a timely response of all interested actors, dynamic adaptation and transformation in new conditions. The article reviews the approaches to the definition of innovative systems at the micro and macro levels through the works by J. Schumpeter, K. Freeman. The authors substantiate and develop a conceptual model of the process of managing the development of the university as an innovative ecosystem in the context of designing a business model. The decomposition of the strategic model of the university's innovation ecosystem is presented, it defines the development philosophy, functional policies, projects and programs, and the new core of the university's ecosystem – the business model. As a methodological basis, the authors used the method of building a business model according to A. Slivotsky. The developed business model includes the structure and content of the university's resource base, potential stakeholders, key competencies, value proposition, specific and practical ideas for the development and implementation of programs and projects (for example, the creation of a university multifunctional center, the formation of an entrepreneurial ecosystem, the development of a niche of «public expert» on narrow popular issues and others), the position of assessing the prospects for transformation in accordance with the chosen strategic niche of innovative development.
Key words: innovation ecosystem; business model; development management; university; strategy; innovative development; human capital; stakeholders.