Г.Н. Скударёва
💾 ДОПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА: ПОНЯТИЙНО-СУЩНОСТНЫЙ АНАЛИЗ
Государственный гуманитарно-технологический университет
Аннотация. В статье актуализирована проблема допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника в контекстах её понятийного осмысления и сущностного обоснования с учётом базовых нормативных регулятивов. Осуществлённый терминологический анализ понятия «допрофессионально-педагогическая компетентность» позволил представить его как интегральную характеристику личности выпускника школы с очертанием чётких смысловых граней в научно-педагогическом знании. Предложенная в статье структура допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника включает личностную, социальную и профессионально-педагогическую компетенции, как её структурные элементы с соответствующими характерологическими особенностями. Дополняют структуру ключевые soft skills с содержательным наполнением, сообразные с педагогической деятельностью и дифференцированные на личностные и социальные «гибкие навыки». Обоснованный выбор научных методологических подходов обеспечивает детерминацию смыслосодержания личностной, социальной и профессионально-педагогической компетенций. Условия становления допрофессионально-педагогической компетентности старшеклассника рассматриваются в совокупности и триединстве внеурочной деятельности педагогической профильной направленности, школьной педагогической образовательной среды, внешкольного социокультурного образовательного пространства общественно активной школы. Допрофессионально-педагогическая компетентность старшеклассника представлена в поступенной динамике её становления на пороговой, базовой, продвинутой ступенях в соответствую щих функциональных пространствах профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и допрофессиональной готовности старшеклассника.
Ключевые слова: старшеклассник; допрофессионально-педагогическая компетентность; soft skills; профориентация; профессиональное самоопределение; допрофессиональная готовность.
SUMMARY
PRE-PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A SENIOR PUPIL: CONCEPT-ESSENTIAL ANALYSIS
G.N. Skudaryova
State University of Humanities and Technology
Abstract. The article actualizes the problem of pre-professional and pedagogical competence of a senior pupil in the contexts of its conceptual comprehension and substantive substantiation, taking into account the basic normative regulations; carried out a terminological analysis of the concept of "pre-professional-pedagogical competence" as an integral characteristic of the personality of a school graduate with the outline of clear semantic facets in scientific-pedagogical knowledge; the structure of pre-professional-pedagogical competence of a senior pupil which includes personal, social and professional-pedagogical competence has been determined, as its structural elements with the corresponding characterological characteristics; the content of key soft skills, consistent with pedagogical activities, differentiated into personal and social “flexible skills” is proposed; substantiated scientific methodological approaches that determine the meaningful content of personal, social and professional-pedagogical competencies; the conditions for the formation of pre-professional-pedagogical competence of a senior pupil in the aggregate and triunity of extracurricular activities of a pedagogical profile orientation, school pedagogical educational environment, out-of-school sociocultural educational space of a socially active school are considered; a descriptor model of pre-professional-pedagogical competence of a senior pupil has been developed with the gradual dynamics of its formation at the threshold, basic, advanced levels in the corresponding functional spaces of vocational guidance, professional self-determination and pre-professional readiness of a senior pupil.
Key words: high school student; pre-professional pedagogical competence; soft skills; career guidance; professional self-determination; pre-professional readiness.